18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей

Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея

Главная выставка 2019 года в главном музее страны. И немудрено: у нас картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — национальная икона. В Эрмитаже до сих пор жалеют, что Николай II перестроил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не путать с существующим Помпеянским залом в Новом Эрмитаже). Поэтому внимание к двум сотням произведений искусства из города, погибшего при извержении Везувия почти 2 тыс. лет назад, обеспечено.

«Много зла свершилось в мире, но мало было такого, что доставило столь великую радость потомкам», — сказал как-то Иоганн Вольфганг Гете о Помпеях. Этот город, погребенный под слоями лавы и пепла вместе с соседними Геркуланумом и Стабиями, открылся миру в середине XVIII века. И продолжает открываться сегодня. Знакомство с выставкой подобно прогулке по древним Помпеям. Вот улицы под названием Боги, Герои и Люди. С ними пересекаются другие — фрески, мозаики, бронза, стекло… На перекрестках-фокусах история и искусство неотделимы друг от друга.

У древних римлян, многое позаимствовавших у еще более древних греков, главный бог, породивший других богов и людей, — Зевс, он же Юпитер. Представлен мраморным бюстом и фреской, где сидит на троне. Изображения богов могли располагаться как в храмах, так и в частных домах. Изящный бронзовый Аполлон происходит из храма его имени. Фреска «Фетида и Гефест» находилась на вилле. Она показывает визит богини в небесный «оборонпром» — получить вне очереди оружие для ее сына Ахилла.

Героев древние римляне любили не меньше богов, особенно после захвата власти Юлием Цезарем. Для выставки отобраны две великолепные фрески: «Геракл и Несс» — о битве героя с подловатым кентавром и «Раненый Эней» — про оказание герою хирургической помощи (имя эскулапа осталось неизвестным).

Промежуточное положение между героями и людьми занимают ВИП-персоны, такие как император Тиберий в виде бронзового бюста или дуумвир, выполнявший функции судьи, Марк Олконий Руф в виде мраморной статуи в рост. За людей отвечают мозаика «Портрет женщины» и фреска «Причесывающаяся женщина», найденная на вилле Ариадны в Стабиях.

Дальше поход по Помпеям ветвится и усложняется. Одним ближе мозаика «Академия Платона», другим — фреска «Актер с маской». Но в любом случае надо посмотреть на сюрреалистическую бронзовую «Божью руку». На зависть Сальвадору Дали она держит на пальцах змею, шишку и еще несколько культовых предметов. Под рубрикой «стекло» непревзойденной остается «Голубая ваза», выполненная в изысканной технике «стекло — камея». Сосуд с изображением сцен сбора богатого урожая винограда был найден в небольшой гробнице в Помпеях в 1837 году.

Предметы, отражающие другие достижения помпейского сельского хозяйства, а также спортивные состязания (мраморный «Копьеносец»), кухонную утварь и оружие гладиаторов оставим для самых выносливых зрителей. Главное в этом проекте — сами древние города, легендарные и живые.


Государственный Эрмитаж
Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
19 апреля – 23 июня

Материалы по теме:
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+