18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж отреставрировал астрономические часы XVI века

Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Ивана Грозного

Изготовленные немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом в 1584 году, эти астрономические часы являются, по мнению специалистов, одним из самых сложных устройств XVI века. Многие годы часы хранились в Государственном Эрмитаже в нерабочем состоянии, поскольку были утеряны важные детали внешнего оформления. После реставрации механизм приобрел первоначальный облик.

Представляя экспонат, директор музея Михаил Пиотровский заметил, что у новейших технологий есть предшественники, которые хранятся в Эрмитаже. Это и разнообразные часы, и другая историческая механика. «Все эти механизмы — тот же самый искусственный интеллект своего времени», — сказал Пиотровский.

Часы-глобус покрыты позолотой, их высота 50 см, диаметр 31 см. Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II как особо ценный дипломатический подарок. Всего было сделано шесть таких механизмов; два император оставил себе, остальные подарил некоторым правителям, в том числе Ивану Грозному. Но к тому моменту, когда часы прибыли в Россию, Иван Грозный уже скончался, и подарок достался Федору Иоанновичу. Долгое время прибор находился в собрании Кремля, позже попал в Эрмитаж.

Процесс реставрации уникальных часов-глобуса проходил в несколько этапов. Как рассказал Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа, первый этап закончился к 2015 году, когда реставраторы завершили восстановление внутреннего часового механизма. Он неплохо сохранился для своего почтенного возраста, потому что всю жизнь находился внутри часов.

На втором этапе реставраторам предстояло восстановить внешний облик часов, которые утратили ключевые внешние элементы, ради которых они и создавались, — отсутствовали Луна и Солнце, движущиеся по небесной сфере. Специалисты Эрмитажа съездили в Дрезден и Лондон, чтобы осмотреть сохранившиеся глобусы, братья-близнецы. Они сняли размеры и по ним восстановили то, что было утрачено: технические элементы и часть декоративных, чтобы максимально приблизиться к авторскому образу. В ходе реставрации специалисты задались вопросом: а зачем был сделан глобус? На этот вопрос ни российские реставраторы, ни их иностранные коллеги не могли ответить однозначно.

«Тогда мы решили обратиться к фигуре заказчика — императора Священной Римской империи Рудольфа II, — рассказал Михаил Гурьев. — Император не интересовался политикой или экономикой, зато собрал у себя в Пражском дворце 5,5 тыс. скульптур и картин. Он заплатил 1,2 тыс. талеров за один глобус, в то время как годовой доход дворянина составлял примерно 120 талеров. Это именно его представляли на балу у Воланда в романе Булгакова „Мастер и Маргарита„: „Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик“. Он интересовался некромантией, алхимией, астрологией. А для задач некромантии и алхимии нужно было знать точное положение планет в конкретный момент действия, чтобы начинать свои занятия при определенном положении светил».

Часы были отреставрированы при финансовой поддержке компании Samsung, с которой у Эрмитажа сложились многолетние партнерские отношения. В ближайшее время уникальный механизм займет место в постоянной экспозиции музея. Часы будут демонстрироваться в разобранном состоянии, чтобы посетители могли оценить красоту и совершенство работы мастеров XVI века.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+