18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Российские музеи в 2018 году посетило более 154 млн человек

Абсолютным лидером стал Петергоф с 5,7 млн. В Москве в музеи сходило 23 млн человек, а самыми посещаемыми выставками стали бесплатная «Сокровища музеев России» и платная «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже

Самым привлекательным музеем в России по-прежнему остается Государственный музей-заповедник «Петергоф»: в 2018 году его посетило 5 714 700 человек (подсчитываются не уникальные посетители, а посещения). Эрмитаж и его выставки увидело 4 374 600 человек, Русский музей — 2 192 200 человек, Третьяковскую галерею навестило 2 168 800 человек (цифры указаны с учетом участников образовательных программ, лекториев и так далее). Всего в российские музеи в прошлом году сходило 154 млн человек. «Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — отчитался директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Цифры выше, чем ожидалось прежде.

В Москве в музеи сходило 23 млн человек — об этом рассказали на заседании президиума столичного правительства. И вероятно, в следующем году эти цифры вырастут. Сейчас бесплатно попасть в городские музеи можно в третье воскресенье каждого месяца, но уже скоро (впервые — с 15 по 21 апреля) будет запущена регулярная акция «Музейная неделя». В течение недели каждый музей будет сам выбирать день с бесплатным входом — и значит, посетители успеют без денег сходить в большее число музеев. Пока же самым посещаемым музеем городского подчинения стал Мультимедиа Арт Музей, принявший 1,3 млн человек (или потрясающие 1,9 млн, если считать слушателей образовательных программ). А наиболее популярной «городской» выставкой стала «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» Культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга и Музея Фаберже: на нее пришло посмотреть 389 тыс. человек. 

Эта выставка шла в московском Манеже три месяца (была продлена в связи с успехом). А «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» была открыта всего 20 дней и смогла привлечь за это время 212 539 человек. Поэтому по количеству посетителей в день именно она оказывается лидером (но не стоит забывать, что выставка была бесплатной).

Критерий «число посетителей в день» кажется объективным. Однако в некоторых музеях, например в Эрмитаже, выставки можно посмотреть по «общему билету» — тому же самому, что и на осмотр постоянной экспозиции. В этом случае трудно отделить посетителя выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера», «Пьеро делла Франческа» и «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» (которые по статистике посещало от 7,5 тыс. до 10 тыс. человек в день) от туриста, попавшего в музей в общем потоке экскурсионных групп. А оценить, кому сложнее дался каждый зритель: Минусинскому краеведческому музею им. Н.М.Мартьянова в Красноярском крае (293 900 человек в год) или московскому Государственному музею А.С.Пушкина (литературному) (317 100), — и вовсе невозможно.

Чтобы сделать статистику максимально показательной, наша газета готовит свой ежегодный «Рейтинг музейной посещаемости России и мира», который выйдет в майском номере. В нем мы выделяем музеи и выставки в разные группы так, чтобы сравнение было адекватным, и снабжаем всеми необходимыми комментариями. Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», а также музеи, предоставившие нам свои данные.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+