18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русское искусство вписали в овал

Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства

Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Организаторами значатся проект «Россия ― моя история», Государственная Третьяковская галерея, ГМВЦ «РОСИЗО». Архитектор — Алексей Подкидышев. Выставочная застройка — галерея «Триумф». По данным организаторов, за десять дней после открытия выставку посетили 100 тыс. человек.

Предыдущие выставки проекта «Россия — моя история» к искусству отношения не имели — это были мультимедийные шоу, которые с 2013 года ко Дню народного единства открывались в московском Манеже, потом осели в регионах и на ВДНХ. Выставку «Сокровища музеев России» в Манеже игнорировать невозможно, на ней показывают почти 300 произведений искусства высокого, а то и высочайшего художественного качества, собранных по всей стране, — причем многие покидали родные музеи очень редко, а то и не покидали вовсе.

Весь проект поражает необычайной внимательностью к зрителю. Манежная площадь огорожена железными заборчиками, в которых сделаны пропускные пункты, чтобы ожидаемая очередь (выставка бесплатная) не тянулась угнетающей змеей, а разбивалась на позитивные кучки. В будний день около шести вечера пришлось подождать минут десять. Полицейские чрезвычайно вежливы, остерегают на ступенях, разъясняют правила (например, на экспозицию нельзя проходить ни с какой едой).

Прямо перед самой экспозицией зрителям предлагают разбиться по интересам. Слева доступна для поклонения икона Богоматери «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, чудотворный образ XVI века в богатом окладе и венце из цветов. К ней стоит очередь желающих приложиться. Справа очередь поменьше ждет, чтобы сфотографироваться внутри шишкинской «Ржи» (можно взять в руки табличку со смайликами). Еще правее — небольшая экспозиция Российского военно-исторического общества (РВИО), рассказывающая о его последних достижениях. Например, установке памятников героям Первой мировой (преобладают работы Салавата Щербакова) и изысканиях историков общества («5 лет назад представления о месте России в Первой мировой войне были расплывчатыми. Сегодня мы знаем, что наша страна сыграла в ней ключевую роль и была в шаге от победы»).

Сама выставка начинается с зала икон, тут представлены большие алтарные образа, большинство XVII–XVIII веков, они кажутся немного одинаковыми. В центре — реконструкция Богоматери Боголюбской XII века (сама икона недавно отреставрирована, но так хрупка, что экспонировать ее пока невозможно). От икон зритель попадает в центр экспозиции — огромный овальный зал «Россия», представляющий ее пейзаж и дух. Для этого выбраны полотна художников XIX–XX веков — прославленных Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана и их менее знаменитых коллег Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Аполлинария Васнецова, Арсения Мещерского и Владимира Плотникова. Зал накрыт куполом, на котором скользят проекции картин и сыплет снежок. Все это — под закольцованную музыку Чайковского к балету «Щелкунчик». Этим и еще тачпадами с историями картин и художников и ограничивается мультимедийность проекта.

Вокруг овала «России» кольцом расположены залы, посвященные конкретным периодам — от XVII–XVIII веков, с парсунами и трогательнейшими детскими портретами, до конца ХХ века. Здесь сосредоточены настоящие шедевры из 50 региональных музеев, ради которых несомненно стоит идти на выставку. Единственное замечание, которое можно предъявить к этим залам, демонстрирующим, по словам организаторов, «нерушимое единство культурного пространства страны», — с единством в них немного переборщили, полотна уж слишком хорошо подобраны одно к другому, к концу XIX века они вообще сливаются в некое фантастически прекрасное голубовато-сиреневое марево со вспышками золотого (в боярских сценах Маковского).

Но «Новейшие течения начала ХХ века» и «Искусство 1960–1990-х годов» вызывают оторопь. В зале новейших течений нет ни одного абстрактного полотна. Тут нет ни Казимира Малевича, ни Василия Кандинского, ни Владимира Татлина, ни Любови Поповой. Есть портрет Роберта Фалька, зимний пейзаж Наталии Гончаровой, аккуратно покачивающийся «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова, крестьянин из цикла «Россия» Бориса Григорьева. Преемственность с соседним залом рубежа веков, портретами Николая Фешина и Валентина Серова, видна прекрасно. Но никакого авангарда здесь нет. Бубнововалетовцы задействованы в соседнем зале — «Искусство 1920–1950-х». Там же показан Александр Лабас.

Раздел, завершающий экспозицию, — «1960–1990-е годы» — показывает в основном мастеров «сурового стиля», чуть-чуть деревенщиков. Женщины на картинах стоят беременные, подняв лицо к небу, или кормят грудью. Мужчины плотогонят и просушивают сети. Все картины написаны в 1960-е, за последующие три десятилетия отвечает драматичный «Автопортрет» Николая Андронова, созданный в 1990 году. Оскара Рабина и Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского и Анатолия Зверева, Ильи Кабакова и Эрика Булатова просто нет в этом искусстве и в этой названной «Россией» стране.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+