The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж дополнит Лейденскую коллекцию

В лабораториях музея завершилась подготовка картин к участию в выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера»

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Фото: Государственный Эрмитаж

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Фото: Государственный Эрмитаж

Картины из Государственного Эрмитажа дополнят показ гастролирующей по миру Лейденской коллекции на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера», которая откроется 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца. По мнению авторов этой идеи, совместный показ позволит зрителям полнее оценить не только мастерство художников, но и особенности арт-рынка XVIII и XXI веков, вкусы коллекционеров, которых разделяют три столетия.

«Чтобы понять феномен Лейденской коллекции, мы предложили американским коллегам включить в экспозицию еще и восемь картин из Эрмитажа, — рассказала TANR хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков доктор культурологии Ирина Соколова. — Мы подобрали работы, которые либо представляют собой пару к картинам из собрания Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, либо на них изображен тот же сюжет одного и того же художника, чтобы в их диалоге показать, как вновь созданные коллекции перекликаются со старыми собраниями. Подборка работ в Лейденской коллекции напоминает подбор картин Эрмитажа и собрание Екатерины II: произведения одних и тех же мастеров пользовались огромным спросом и обладали на рынке самой высокой стоимостью и в XVIII веке, и в веке XXI».

Эрмитаж владеет одной из самых богатых коллекций голландской живописи XVII–XVIII веков (для сравнения: Лейденская насчитывает 12 картин и 2 рисунка Рембрандта, а в петербургском музее хранится 21 работа мастера). Из своего собрания музей предлагает выставить вместе с коллекцией Капланов восемь картин. Часть из них присутствует в постоянной экспозиции, часть хранится в запасниках, но все они пребывают в хорошем состоянии. Впрочем, несколько работ пришлось передать в реставрационную мастерскую для профилактического осмотра, а также чтобы освежить лак, покрывающий живопись.

Отличить шедевры из Эрмитажа от американских можно будет сразу: все они, независимо от размера и расположения в экспозиции, помещены в пышные золоченые рамы — в отличие от строгих рам эбенового дерева, в которые заключены картины Лейденской коллекции.

Эрмитаж предлагает выставить три работы выдающегося голландского живописца Герарда Доу, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего, по мнению специалистов музея, перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.

Несомненно, как считают искусствоведы, возникнет и диалог между «Завтраком молодого человека» Питера Корнелиса ван Слингеланда и некоторыми работами из американского собрания. Как и между двумя картинами Якоба Врела: и на эрмитажной, и на лейденской изображен практически один и тот же сюжет — скромное жилище одинокой пожилой женщины, и она сама, сидящая у камина. Типичными для мастеров лейденской школы живописи являются «Портрет старика» Яна Ливенса и «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа — аналоги им можно будет увидеть в частном собрании Капланов.

«Кроме того, наши работы дают и совершенно новый аспект в освещении Лейденской коллекции, — считает Ирина Соколова. — Очевидно, что рынок не истощен, и люди, обладающие средствами и страстью к живописи, могут и сейчас собрать выдающуюся коллекцию».

Материалы по теме
Просмотры: 51001
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
4
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
5
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
6
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
7
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
8
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru