18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не подделка, но сильно «приукрашена»

Картина уже была приговорена к исключению из коллекции Художественного музея Карнеги в Питсбурге как однозначная подделка, но с помощью технико-технологических исследований экспертам все же удалось установить, что это подлинный портрет XVI века, переписанный в XIX столетии почти до неузнаваемости.

Хранитель музея в Питсбурге Лулу Липпинкотт была убеждена, что портрет Элеоноры Толедской, приписываемый кисти итальянского маньериста Бронзино, — фальшивка. «Один взгляд на картину заставил меня подумать: «Вы шутите, это не Бронзино!» — говорит она. Уверенная в том, что картина не могла быть произведением старых мастеров, как утверждалось ранее, Липпинкотт отправила ее в реставрационную мастерскую с сопроводительной запиской, где просила, чтобы главный реставратор музея Эллен Бакстер подтвердила, что это подделка.

Ответ Бакстер, однако, был не таким, как ожидала Липпинкотт. «Я не была настолько уверена, потому что поверхность картины покрыта кракелюром, не характерным для живописи на холсте. Что-то не срасталось», — объясняет Бакстер.

Однако она согласилась с тем, что викторианские «фарфоровые» черты модели не были похожи на другие работы художника. Когда она обследовала подрамник картины, то нашла металлическую печать Фрэнсиса Лидхэма, знаменитого британского реставратора XIX века, известного своим мастерством переноса живописи с доски на холст.

«Наконец-то история работы стала совпадать с тем, что мы видели», — сказала Бакстер, объясняя, что кракелюр на картине соответствовал тому, что она ожидала бы увидеть в живописи на дереве. Она считает, что картина была перенесена на холст, потому что в доске была трещина, которая не поддавалась реставрации. Теперь Липпинкотт вынуждена была признать, что произведение было по крайней ме-ре на 100, если не на 400 лет старше, чем она думала первоначально. «Вот когда началось настоящее веселье», — говорит она. Исследователи вышли на верный след, ког-да на рентгеновском снимке увидели гораздо менее гламурную фигуру, скрытую под слоями позднейших записей: это была женщина постарше, с массивным подбородком,«унылыми глазами и руками баскетболистки», объясняет Бакстер. Рентген также выявил следы нимба и показал, что женщина первоначально держала в руках алебастровую урну; и то и другое — атрибуты Марии Магдалины. Лицо и руки модели были, вероятно, переписаны в XIX веке, уже после того, как работа была перенесена на холст, чтобы сделать картину более привлекательной при продаже. Липпинкотт проследила историю произведения вплоть до железнодорожного магната XIX столетия и коллекционера произведений искусства Коллиса Поттера Хантингтона, завещавшего большую часть своей коллекции Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Музей Карнеги приобрел эту картину в 1978 году.

Липпинкотт сосредоточила внимание на одежде женщины — самой подлинной части живописи, чтобы определить модель. Рассматривая каталог портретов семьи Медичи, она заметила сходство с платьем на портрете Изабеллы (1542–1576), беззаботной дочери Элеоноры Толедской и Козимо Медичи; она была задушена мужем, после того как он прознал о ее романе со своим кузеном. Липпинкотт полагает, что картина была написана около 1574 года, а нимб с урной были добавлены вскоре после ее завершения. Атрибуты Марии Магдалины преобразовали портрет в «символ раскаяния»; брат Изабеллы Франческо, ставший главой семьи в 1574-м, был менее других расположен мириться с ее скандальным образом жизни. «Возможно, это было попыткой Изабеллы одуматься и изменить свое поведение», — считает Липпинкотт.

Удаление верхнего слоя краски было достаточно простым делом, рассказывает Бакстер. «Я сняла слой 130-летней краски с нижнего слоя 400-летней краски, и это невозможно сделать с меньшей уверенностью».

В музее надеются, что удаление верхнего слоя позволит им определить имя художника. Липпинкотт полагает, что картина была написана кем-то из круга Алессандро Аллори, ведущего живописца при дворе Медичи в 1560–1570-х годах. «Теперь, когда у нас есть картина, максимально приближенная к своему первоначальному виду, ученые могут сделать точную оценку ее качества и подлинности», — считает реставратор.

Портрет входит в число пяти работ, которые представлены на новой выставке в музее.

Художественный музей Карнеги
Подделанные, забытые, найденные. Исследование пяти картин эпохи Возрождения

Питсбург
28 июня — 15 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+