Джеймс Бонд в Мультимедиа Арт Музее, ученик Филонова и Малевича в Галеев-галерее, две выставки молодых российских художников в Московском музее современного искусства, ливрейное платье русского двора в Эрмитаже.
Выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» в Мультимедиа Арт Музее — это, несомненно, главный хит лета. В одном пространстве собрана вся кинематографическая бондиана, побившая рекорд по длительности в истории кино. Здесь знаменитые автомобили агента 007, снегоходы, мотоциклы и вертолеты, часы, элегантные костюмы Бонда и роскошные наряды его женщин, шпионские гаджеты и даже съемочные декорации с реквизитом. Для полного погружения в мир бондианы непрерывно крутятся фильмы про Бонда.
В московской Галеев-галерее проходит ретроспектива незаслуженно забытого сегодня художника Павла Михайловича Кондратьева (1905–1985), которому повезло быть учеником сразу трех столпов русского авангарда. Он учился у Михаила Матюшина, затем у Павла Филонова и Казимира Малевича. И каждый из этих этапов оставил заметный след в творчестве Кондратьева. А после, в 1950–1960-е годы, Кондратьев, яркий художник-экспериментатор и теоретик, сам стал знаковой фигурой, вокруг которой образовался круг из молодых питерских художников.
Две выставки в Московском музее современного искусства — «Русский Адидас» (Игорь Старков, Дарья Андреева) и «Мерцающий» (Юлия Застава) — знакомят зрителя с творчеством молодых российских художников. Первая посвящена бренду Adidas, изучать судьбу которого авторы поехали в город Невель в Псковской области, где он стал чем-то вроде национального костюма. Зрителя ждут фотозарисовки городка и портреты его жителей в спортивной форме. Выставка же питерской художницы Юлии Заставы — о другом. Она не фиксирует окружающий мир, а преображает его в своих сюрреалистических сюжетах, смыслы которых надо разгадывать.
В Государственном Эрмитаже проходит выставка «Высочайшего двора служители», где собрано около 250 предметов костюма и аксессуаров ливрейного платья русского двора конца XIX — начала ХХ века из музейной коллекции. Придворная ливрея появилась в России при Петре I и не менялась до 1917 года. Тем не менее впечатляет как ее разнообразие (повседневная, воскресная, уличная, даже траурная), так и великолепное мастерство ее анонимных создателей. Кстати, теперь многие из этих костюмов вновь обрели хозяев: удалось выяснить по разным источникам имена тех, кто их носил.