18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследники барона судятся с музеями

№72
Материал из газеты

Семья барона Херцога пытается вернуть из музеев Венгрии коллекцию живописи ценой в $100 млн

Венгерское правительство одержало незначительную победу в многолетней судебной тяжбе за огромную и ценнейшую коллекцию произведений искусства, изъятую нацистами у детей еврейского банкира и коллекционера Мора Липота Херцога. Верховный суд США отказался рассматривать иск наследников Херцога от 2017 года к Апелляционному суду, аргументируя это тем, что в отношении Венгрии действует закон об иммунитете иностранных государств (FSIA), который, кстати, частично защищает от конфискации произведения искусства в государственных музеях самих Соединенных Штатов. Однако наследники продолжат бороться в окружном суде США в Вашингтоне, требуя вернуть более 40 произведений искусства, которые в настоящее время хранятся в трех государственных музеях Будапешта и приблизительно оцениваются более чем в $100 млн. Среди них такие художественные ценности, как картины Эль Греко и Лукаса Кранаха Старшего. 

Барон Мор Липот Херцог, скончавшийся в 1934 году, собрал самую большую в Венгрии и одну из величайших в Европе частных коллекций произведений искусства — более 2 тыс. работ, включая картины таких знаменитых художников-импрессионистов, как Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар. Когда в 1940 году умерла жена банкира, собрание поделили между собой трое их детей. Позднее обе дочери бежали из прогерманской Венгрии, а сын погиб в 1943 году. В итоге коллекция была конфискована как еврейская собственность, офицер СС Адольф Эйхман лично отобрал ряд работ для отправки в Германию, а остальные венгерское правительство передало в Музей изобразительных искусств в Будапеште. Местная пронацистская газета тогда восхищалась, что благодаря такой щедрой добыче «коллекция музея лишь совсем чуть-чуть будет уступать мадридской».

«Несмотря на то что жалобу начали рассматривать более восьми лет назад, мы все еще обсуждаем вопросы юрисдикции, — комментирует ситуацию Алисия Бененати, адвокат нью-йоркской юридической фирмы Kasowitz Benson Torres, которая представляет интересы наследников барона. — Мы надеемся, что, как только будет решен вопрос юрисдикции, дело может быть улажено быстро. Факты весьма убедительно говорят в нашу пользу».

В декабре 2017 года наследники подали дополненный иск к Венгерскому национальному управлению имуществом (юридическое лицо, осуществляющее право собственности на искусство от имени Венгрии), поскольку иммунитет FSIA не распространяется на организации — только на государства.

Таддеуш Дж. Штаубер и Сара Эриксон Андре из Nixon Peabody, юридической фирмы, представляющей Венгрию в США, заявили, что считают недавнее решение американского Верховного суда «отрадным подтверждением того, что исторические события в Венгрии должны рассматриваться в самой Венгрии, а не в американском суде». В 2008 году венгерский суд постановил, что страна не обязана возвращать работы.

Это показательный пример того, как Венгрия сопротивляется реституции произведений искусства из государственных музеев, попавших туда во время Второй мировой войны. Однако при этом она — одна из более чем 40 стран, одобривших в 1998 году не имеющие юридической силы «Принципы Вашингтонской конференции в отношении произведений искусства, изъятых национал-социалистами», обещающие «справедливые и беспристрастные решения» наследникам конфискованных работ, в настоящее время осевших в государственных коллекциях.

На прошедшей в прошлом году конференции в Берлине, посвященной оценке выполнения вашингтонских принципов, американский дипломат Стюарт Эйзенштат, глава конференции 1998 года, пожурил Венгрию за «отказ принять историческую ответственность» за систематическое разграбление принадлежавшего евреям имущества, происходившее в стране в период Второй мировой.

Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса и председатель Комиссии по возвращению конфискованного нацистами искусства, уверен, что окружной суд «не позволит Венгрии нажиться на геноциде». «В то же время я хотел бы, чтобы Венгрия самостоятельно приняла правильное и этичное решение, — добавляет Лаудер, — возвратив искусство, которое никогда прежде не принадлежало ей или ее музеям, и действовала бы согласно принципам морали без давления суда». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+