18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследники барона судятся с музеями

№72
Материал из газеты

Семья барона Херцога пытается вернуть из музеев Венгрии коллекцию живописи ценой в $100 млн

Венгерское правительство одержало незначительную победу в многолетней судебной тяжбе за огромную и ценнейшую коллекцию произведений искусства, изъятую нацистами у детей еврейского банкира и коллекционера Мора Липота Херцога. Верховный суд США отказался рассматривать иск наследников Херцога от 2017 года к Апелляционному суду, аргументируя это тем, что в отношении Венгрии действует закон об иммунитете иностранных государств (FSIA), который, кстати, частично защищает от конфискации произведения искусства в государственных музеях самих Соединенных Штатов. Однако наследники продолжат бороться в окружном суде США в Вашингтоне, требуя вернуть более 40 произведений искусства, которые в настоящее время хранятся в трех государственных музеях Будапешта и приблизительно оцениваются более чем в $100 млн. Среди них такие художественные ценности, как картины Эль Греко и Лукаса Кранаха Старшего. 

Барон Мор Липот Херцог, скончавшийся в 1934 году, собрал самую большую в Венгрии и одну из величайших в Европе частных коллекций произведений искусства — более 2 тыс. работ, включая картины таких знаменитых художников-импрессионистов, как Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар. Когда в 1940 году умерла жена банкира, собрание поделили между собой трое их детей. Позднее обе дочери бежали из прогерманской Венгрии, а сын погиб в 1943 году. В итоге коллекция была конфискована как еврейская собственность, офицер СС Адольф Эйхман лично отобрал ряд работ для отправки в Германию, а остальные венгерское правительство передало в Музей изобразительных искусств в Будапеште. Местная пронацистская газета тогда восхищалась, что благодаря такой щедрой добыче «коллекция музея лишь совсем чуть-чуть будет уступать мадридской».

«Несмотря на то что жалобу начали рассматривать более восьми лет назад, мы все еще обсуждаем вопросы юрисдикции, — комментирует ситуацию Алисия Бененати, адвокат нью-йоркской юридической фирмы Kasowitz Benson Torres, которая представляет интересы наследников барона. — Мы надеемся, что, как только будет решен вопрос юрисдикции, дело может быть улажено быстро. Факты весьма убедительно говорят в нашу пользу».

В декабре 2017 года наследники подали дополненный иск к Венгерскому национальному управлению имуществом (юридическое лицо, осуществляющее право собственности на искусство от имени Венгрии), поскольку иммунитет FSIA не распространяется на организации — только на государства.

Таддеуш Дж. Штаубер и Сара Эриксон Андре из Nixon Peabody, юридической фирмы, представляющей Венгрию в США, заявили, что считают недавнее решение американского Верховного суда «отрадным подтверждением того, что исторические события в Венгрии должны рассматриваться в самой Венгрии, а не в американском суде». В 2008 году венгерский суд постановил, что страна не обязана возвращать работы.

Это показательный пример того, как Венгрия сопротивляется реституции произведений искусства из государственных музеев, попавших туда во время Второй мировой войны. Однако при этом она — одна из более чем 40 стран, одобривших в 1998 году не имеющие юридической силы «Принципы Вашингтонской конференции в отношении произведений искусства, изъятых национал-социалистами», обещающие «справедливые и беспристрастные решения» наследникам конфискованных работ, в настоящее время осевших в государственных коллекциях.

На прошедшей в прошлом году конференции в Берлине, посвященной оценке выполнения вашингтонских принципов, американский дипломат Стюарт Эйзенштат, глава конференции 1998 года, пожурил Венгрию за «отказ принять историческую ответственность» за систематическое разграбление принадлежавшего евреям имущества, происходившее в стране в период Второй мировой.

Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса и председатель Комиссии по возвращению конфискованного нацистами искусства, уверен, что окружной суд «не позволит Венгрии нажиться на геноциде». «В то же время я хотел бы, чтобы Венгрия самостоятельно приняла правильное и этичное решение, — добавляет Лаудер, — возвратив искусство, которое никогда прежде не принадлежало ей или ее музеям, и действовала бы согласно принципам морали без давления суда». 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+