18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таймыр, русский авангард и современное искусство

№72
Материал из газеты

На выставке «Таймыр. Гений места» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства самобытная культура полуострова показана в контексте работ классиков русского авангарда и современных художников

Выставка посвящена самой северной материковой территории России. Экспонаты из Таймырского краеведческого музея в городе Дудинка представлены вместе с произведениями Казимира Малевича, Николая Суетина, Василия Ватагина, Франциско Инфанте, Вячеслава Колейчука, Милы Введенской. Экспозиция знакомит с традициями, бытом и культурой арктических этносов полуострова (долганы, нганасаны, эвенки, ненцы и энцы). Здесь долганские календари (паскаалы), шаманские костюмы и предметы религиозного культа нганасанов, ритуальные маски энцев. Однако организаторы этим не ограничиваются и предлагают взглянуть на самобытную культуру полуострова в контексте работ классиков русского авангарда и современных художников. В одном зале с традиционными костюмами нганасанов — абстракции Малевича, супрематические тарелки Суетина. Нганасаны считают себя потомками краснозобой казарки — водоплавающей птицы, в оперении которой три цвета: черный, красный и белый. Эти же цвета нганасаны используют в своей одежде, украшая ее геометрическими орнаментами. Куратор выставки Кирилл Гаврилин отмечает, что «первые нганасанские предметы поступили в музейные собрания Санкт-Петербурга в 1907–1913 годах, и лаконичный декор их костюмов был замечен молодыми художниками на этнографических выставках». Культура народов Таймыра остается источником вдохновения и для актуального искусства — видеоинсталляция Милы Введенской «В ожидании солнца» напоминает танец шаманов, а стереокартины Константина Худякова отсылают к древним ритуалам.

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
Таймыр. Гений места
До 12 мая
www.vmdpni.ru

Материалы по теме:
Арт-уик-энд
Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+