Арт-уик-энд

Каждую неделю мы будем выбирать три события — выставки, лекции, экскурсии и мастер-классы, которые рекомендуем посетить. В этот раз — скульптуры Жака Липшица, тандем Казимира Малевича и нганасанов, а также новые квесты для детей в Третьяковке

Портрет Жака Липшица. Фотография. 1961. Из собрания Фреда Штайна. Фото: ММСИ
Портрет Жака Липшица.
Фото: 1961. Из собрания Фреда Штайна. Фото: ММСИ
Справка

Финисаж выставки скульптур Жака Липшица

Последний шанс попасть на ретроспективу Жака Липшица (1891–1973) в Московском музее современного искусства на Петровке, 25. Экспозиция открыта до 3 марта включительно.

Это первая в России выставка Липшица, который считается одним из самых значительных скульпторов ХХ века, ярким представителем Парижской школы наряду с Пикассо, Модильяни и Сутиным, Габо и Архипенко. В Москву привезли три десятка его бронзовых скульптур и множество графических набросков. К финисажу выставки в эти выходные подготовлена специальная программа — авторские экскурсии и мастер-классы для детей (необходима предварительная регистрация на сайте).

Хаим-Якоб Липшиц родился в еврейской семье в Литве (тогда — территория Российской империи). В 18 лет перебрался в Париж, где стал Жаком и обосновался в студии на Монпарнасе, в эпицентре самых смелых художественных экспериментов того времени. Уже в 1920-х он был известным и состоявшимся скульптором. Его выставляли, о нем писали монографии, его кубистские работы пользовались успехом у коллекционеров. С началом Второй мировой войны, еще до оккупации Франции и начала гонений на евреев, Липшиц уехал в США. В 1957-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) состоялась его большая ретроспектива.

Абстрактные композиции в духе кубизма и вполне реалистичные скульптурные портреты великих современников (Гертруда Стайн, Жан Кокто и другие), графика на мифологические сюжеты — в экспозиции на Петровке представлены все грани таланта Жака Липшица. Выставка подготовлена в рамках празднования 70-летия образования Израиля. Липшиц симпатизировал новому государству, неоднократно приезжал в страну, выполнил несколько скульптур для Иерусалима, где и был похоронен. Позже его брат Рувим завещал наследие скульптора иерусалимскому Музею Израиля, который располагает теперь самой обширной коллекцией работ Жака Липшица. Значительную часть произведений на московскую выставку передала престижная международная Marlborough Gallery, которая многие годы представляет работы скульптора на арт-рынке.

Еще…

Плато Путорана. Фотография с выставки «Таймыр. Гений места» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Фото: Сергей Горшков
Плато Путорана.
Фото: с выставки «Таймыр. Гений места» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Фото: Сергей Горшков
Справка

Таймыр, русский авангард и современное искусство

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Таймыр. Гений места». Проект, инициированный Агентством развития Норильска, не ограничивается этнографической экспозицией, которая знакомит с историей и природой полуострова, а также культурой коренных народов. Предметы религиозного культа древнейшего народа Таймыра — нганасан, ритуальные маски одного из самых малочисленных народов мира — энцев, народные костюмы представлены в диалоге с произведениями русского авангарда и работами современных художников. На выставке можно увидеть авангардные композиции Казимира Малевича, тарелки по эскизам Николая Суетина, живопись Василия Ватагина, работы Франциско Инфанте и Вячеслава Колейчука, стереокартины Константина Худякова и видеодокументацию перформанса Милы Введенской, которая также стала автором эффектного художественного оформления экспозиции.

Один из ударных разделов выставки — зал «Малевич и нганасаны», где представлены самобытные костюмы этого северного народа, украшенные геометрическим орнаментом и раскрашенные в красные, черные и белые цвета. Напротив выставлены абстрактные композиции Казимира Малевича из собрания Московского музея современного искусства. Куратор Кирилл Гаврилин убедительно доказывает, что с коллекцией нганасанских вещей русские художники могли познакомиться еще на рубеже 1900-х — 1910-х годов в музеях Санкт-Петербурга, где были представлены предметы, привезенные в столицу из северных экспедиций. Таким образом, влияние культуры северных народов на русский авангард можно сравнить с тем воздействием, которое оказала скульптура Африки и Океании на сложение кубизма и экспрессионизма в Европе.

Еще…

Детские квесты в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Детские квесты в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Справка

Детские квесты в Третьяковке

Государственная Третьяковская галерея запустила новый занимательный маршрут по постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке для детей семи лет и старше. Музей предлагает познакомиться с историей русского искусства XVIII–XIX веков в форме квеста. Это не экскурсия, а игра-бродилка, когда дети вместе с музейным педагогом и костюмированными персонажами, Масляной Краской и Холстом, путешествуют по залам галереи, рассматривают детали картин Брюллова, Федотова, Шишкина, Васнецова, разгадывают зашифрованные в них загадки и даже примеряют на себя роль музейных сотрудников, наклеивая этикетки к картинам в красочном путеводителе.

Для того чтобы ребенок мог принять участие в квесте, родителям необходимо собрать группу детей до восьми человек (плюс один сопровождающий взрослый) и приобрести экскурсионную путевку на любой из воскресных сеансов в промежутке между 11:30 и 15:30. Купить билеты на квест можно на сайте, выбрав возрастную категорию; есть два формата — для детей семи-восьми и девяти-десяти лет.

Еще…
Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+