Золото инков привезли в Петербург

На выставке в Российском этнографическом музее показывают около сотни экспонатов из частного музея «Золото Перу»

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации». Фото: Наталья Шкуренок
Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации».
Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений с Перу и посвящена истории и культуре цивилизаций, существовавших на территории этого латиноамериканского государства до прихода испанских завоевателей в XVI веке.

Всего в парадном Мраморном зале представлено 86 предметов, датируемых периодом с V века до н.э. по первую треть XVI века н.э. Это экспонаты из частного музея «Золото Перу», созданного в Лиме известным перуанским бизнесменом и общественным деятелем Мигелем Мухикой Гальо. Деятельностью музея управляет Фонд имени Гальо, который возглавляют его внучки. Всего коллекция музея «Золото Перу» насчитывает около 7 тыс. экспонатов, из них более 1,5 тыс. — изделия из золота, созданные ювелирами древних цивилизаций, остальные — предметы из других металлов, камня, дерева, керамика. Москвичи в 2013 году могли видеть часть собрания этого музея на выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Украшение. Культура фриас. Фото: Российский этнографический музей
Украшение. Культура фриас.
Фото: Российский этнографический музей

В Петербурге подобной выставки перуанских предметов до сих пор не было. Здесь проходили показы культур ацтеков и майя, а южноамериканские цивилизации демонстрируются впервые. Но словосочетание «золото инков» в названии выставки — это скорее маркетинговый ход, чем отражение реального содержания. По словам самого авторитетного петербургского археолога и этнографа, специалиста по перуанским цивилизациям Юрия Березкина, на выставке представлены в основном доинкские культуры. К собственно культуре инков относится единственный экспонат — серебряный сосуд в форме головы ламы. Остальные предметы дают представление обо всем разнообразии культур и цивилизаций, существовавших на территории современного Перу в древности.

Погребальная маска. Культура ламбайеке. 800–1375. Фото: Наталья Шкуренок
Погребальная маска. Культура ламбайеке. 800–1375.
Фото: Наталья Шкуренок

Как рассказал Юрий Березкин, первое золото появляется здесь в Х веке до н.э., когда в Древней Греции уже закончилась Троянская война. «Но эта цивилизация намного древнее, — считает историк и этнограф. — Первые цивилизации — с городами, храмами — возникли в Перу почти за 15 тыс. лет до н.э. И, на мой взгляд, ни с одной цивилизацией мы, европейцы, не разошлись так далеко, как с перуанской, даже ацтеки нам гораздо ближе и понятнее. Именно поэтому эта культура так интересна».

В специально сделанных для выставки витринах находятся предметы, найденные археологами главным образом при раскопках захоронений. Потому что на протяжении почти пяти веков после открытия Америки Колумбом испанцы, а за ними и другие любители наживы нещадно грабили эти земли, и практически все золото, находившееся на поверхности, было вывезено в Европу и по большей части переплавлено. 

Украшение для носа. Культура викус. 500 г. до н. э. — 500 г. н. э. Фото: Российский этнографический музей
Украшение для носа. Культура викус. 500 г. до н. э. — 500 г. н. э.
Фото: Российский этнографический музей

На выставке в Петербурге можно увидеть многочисленные предметы, которыми украшали умерших, отправлявшихся в последний путь. Это золотые маски, украшения для носа, ушей, нагрудные пекторали. Тут же — ритуальные ножи, музыкальные инструменты, керамические сосуды. «Здесь показаны, по возможности, самые лучшие вещи, — считает Юрий Березкин. — Перуанская культура настолько богата и разнообразна, что представить ее на одной выставке невозможно. Это все равно, как если бы попытаться представить на одной выставке культуру Европы или России».

Сейчас в Перу ведутся интенсивные археологические исследования, но до сих пор раскопано и изучено не более 20% историко-культурных памятников. Между тем в музеях и частных коллекциях Европы и США находится немало перуанских сокровищ доколумбовой эпохи. На вопрос корреспондента TANR, не собирается ли Перу по примеру некоторых государств Африки и Азии требовать возвращения на родину своего национального достояния, археолог, специалист по древней перуанской культуре Патрисия Арана ответила, что правительство ее страны как раз разрабатывает программу их возращения на родную землю.

Церемониальная сумка. Культура фриас. 100 до н.э. — 300 н.э., золото. Фото: Наталья Шкуренок
Церемониальная сумка. Культура фриас. 100 до н.э. — 300 н.э., золото.
Фото: Наталья Шкуренок

В российских музеях древних перуанских предметов крайне мало. В ГМИИ им. Пушкина есть коллекция керамики культуры моче, но сейчас в постоянной экспозиции она не представлена. Несколько предметов доколумбовой эпохи из Перу есть в Кунсткамере, в Эрмитаже. Мумия девочки из Перу хранится в коллекции Этнографического музея Казанского университета. Но в целом перуанская история остается для нашего зрителя загадкой. Именно поэтому руководство Российского этнографического музея решило увеличить сроки выставки — она продлится до 1 августа — и изменить график экспонирования (выставка открыта до 20:00).

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+