18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золото инков привезли в Петербург

На выставке в Российском этнографическом музее показывают около сотни экспонатов из частного музея «Золото Перу»

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений с Перу и посвящена истории и культуре цивилизаций, существовавших на территории этого латиноамериканского государства до прихода испанских завоевателей в XVI веке.

Всего в парадном Мраморном зале представлено 86 предметов, датируемых периодом с V века до н.э. по первую треть XVI века н.э. Это экспонаты из частного музея «Золото Перу», созданного в Лиме известным перуанским бизнесменом и общественным деятелем Мигелем Мухикой Гальо. Деятельностью музея управляет Фонд имени Гальо, который возглавляют его внучки. Всего коллекция музея «Золото Перу» насчитывает около 7 тыс. экспонатов, из них более 1,5 тыс. — изделия из золота, созданные ювелирами древних цивилизаций, остальные — предметы из других металлов, камня, дерева, керамика. Москвичи в 2013 году могли видеть часть собрания этого музея на выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В Петербурге подобной выставки перуанских предметов до сих пор не было. Здесь проходили показы культур ацтеков и майя, а южноамериканские цивилизации демонстрируются впервые. Но словосочетание «золото инков» в названии выставки — это скорее маркетинговый ход, чем отражение реального содержания. По словам самого авторитетного петербургского археолога и этнографа, специалиста по перуанским цивилизациям Юрия Березкина, на выставке представлены в основном доинкские культуры. К собственно культуре инков относится единственный экспонат — серебряный сосуд в форме головы ламы. Остальные предметы дают представление обо всем разнообразии культур и цивилизаций, существовавших на территории современного Перу в древности.

Как рассказал Юрий Березкин, первое золото появляется здесь в Х веке до н.э., когда в Древней Греции уже закончилась Троянская война. «Но эта цивилизация намного древнее, — считает историк и этнограф. — Первые цивилизации — с городами, храмами — возникли в Перу почти за 15 тыс. лет до н.э. И, на мой взгляд, ни с одной цивилизацией мы, европейцы, не разошлись так далеко, как с перуанской, даже ацтеки нам гораздо ближе и понятнее. Именно поэтому эта культура так интересна».

В специально сделанных для выставки витринах находятся предметы, найденные археологами главным образом при раскопках захоронений. Потому что на протяжении почти пяти веков после открытия Америки Колумбом испанцы, а за ними и другие любители наживы нещадно грабили эти земли, и практически все золото, находившееся на поверхности, было вывезено в Европу и по большей части переплавлено. 

На выставке в Петербурге можно увидеть многочисленные предметы, которыми украшали умерших, отправлявшихся в последний путь. Это золотые маски, украшения для носа, ушей, нагрудные пекторали. Тут же — ритуальные ножи, музыкальные инструменты, керамические сосуды. «Здесь показаны, по возможности, самые лучшие вещи, — считает Юрий Березкин. — Перуанская культура настолько богата и разнообразна, что представить ее на одной выставке невозможно. Это все равно, как если бы попытаться представить на одной выставке культуру Европы или России».

Сейчас в Перу ведутся интенсивные археологические исследования, но до сих пор раскопано и изучено не более 20% историко-культурных памятников. Между тем в музеях и частных коллекциях Европы и США находится немало перуанских сокровищ доколумбовой эпохи. На вопрос корреспондента TANR, не собирается ли Перу по примеру некоторых государств Африки и Азии требовать возвращения на родину своего национального достояния, археолог, специалист по древней перуанской культуре Патрисия Арана ответила, что правительство ее страны как раз разрабатывает программу их возращения на родную землю.

В российских музеях древних перуанских предметов крайне мало. В ГМИИ им. Пушкина есть коллекция керамики культуры моче, но сейчас в постоянной экспозиции она не представлена. Несколько предметов доколумбовой эпохи из Перу есть в Кунсткамере, в Эрмитаже. Мумия девочки из Перу хранится в коллекции Этнографического музея Казанского университета. Но в целом перуанская история остается для нашего зрителя загадкой. Именно поэтому руководство Российского этнографического музея решило увеличить сроки выставки — она продлится до 1 августа — и изменить график экспонирования (выставка открыта до 20:00).

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+