18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый сезон музейного сериала о династии Романовых: Николай I

На выставке в Русском музее об императоре рассказывают более 500 произведений во всех жанрах и техниках

Это уже третья часть музейного сериала «Сага о Романовых». Музей показывает его в тех парадных залах Инженерного замка, которые не часто открываются для публики. Как и в прежних проектах — про Петра I и Екатерину II, и на этот раз собрано более 500 произведений во всех видах, жанрах и техниках, существовавших в то время. 

Получился подробнейший и обстоятельный рассказ об искусстве в духе бидермейера с его налетом слащавой портретной красоты вроде той, что мы видим в бронзовой с позолотой статуэтке самодержца, сработанной Николаем Штромом.
Но проект на самом деле получился без монархического угара: Николай I приказал стрелять в декабристов, правил стихи Александра Пушкина и диктовал академику живописи Григорию Чернецову, кого изображать на большой картине «Молебствование и парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге». Закончил свое правление третий сын Павла I поражением в Крымской войне. Из особенно интересного для публики — два десятка портретов из Романовской галереи, собранной Николаем I в Эрмитаже. После 1917-го изображения его предков расползлись по разным собраниям. Когда еще можно увидеть вместе работы Михаила Чоглокова — портреты Иоанна V Алексеевича и царицы Натальи Кирилловны, портрет Павла в юности, созданный Федором Рокотовым, портрет Екатерины II c аллегорическими фигурами Сатурна и Истории кисти Иоганна Баптиста Лампи Старшего! Из многочисленных изображений самого царя любопытен портрет (автор неизвестен) юного Николая с орденом Андрея Первозванного, который он получил при крещении. Александр Корицкий скопировал императорский портрет Ораса Верне (1849), который хранится в ГМИИ. Но абсолютный хит — карандашный автопортрет императора 1843 года, его предоставил ИРЛИ. Совершенно не похож на привычные комплиментарные изображения.  

Государственный Русский музей
Николай I
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+