18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новый сезон музейного сериала о династии Романовых: Николай I

На выставке в Русском музее об императоре рассказывают более 500 произведений во всех жанрах и техниках

Это уже третья часть музейного сериала «Сага о Романовых». Музей показывает его в тех парадных залах Инженерного замка, которые не часто открываются для публики. Как и в прежних проектах — про Петра I и Екатерину II, и на этот раз собрано более 500 произведений во всех видах, жанрах и техниках, существовавших в то время. 

Получился подробнейший и обстоятельный рассказ об искусстве в духе бидермейера с его налетом слащавой портретной красоты вроде той, что мы видим в бронзовой с позолотой статуэтке самодержца, сработанной Николаем Штромом.
Но проект на самом деле получился без монархического угара: Николай I приказал стрелять в декабристов, правил стихи Александра Пушкина и диктовал академику живописи Григорию Чернецову, кого изображать на большой картине «Молебствование и парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге». Закончил свое правление третий сын Павла I поражением в Крымской войне. Из особенно интересного для публики — два десятка портретов из Романовской галереи, собранной Николаем I в Эрмитаже. После 1917-го изображения его предков расползлись по разным собраниям. Когда еще можно увидеть вместе работы Михаила Чоглокова — портреты Иоанна V Алексеевича и царицы Натальи Кирилловны, портрет Павла в юности, созданный Федором Рокотовым, портрет Екатерины II c аллегорическими фигурами Сатурна и Истории кисти Иоганна Баптиста Лампи Старшего! Из многочисленных изображений самого царя любопытен портрет (автор неизвестен) юного Николая с орденом Андрея Первозванного, который он получил при крещении. Александр Корицкий скопировал императорский портрет Ораса Верне (1849), который хранится в ГМИИ. Но абсолютный хит — карандашный автопортрет императора 1843 года, его предоставил ИРЛИ. Совершенно не похож на привычные комплиментарные изображения.  

Государственный Русский музей
Николай I
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+