18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Борис Голополосов — герой экспрессионистского труда

№71
Материал из газеты

Выставка в Третьяковке — это первый музейный показ работ почти забытого художника из плеяды тех, кто был активен на арт-сцене первых послереволюционных лет

В связи с прошлогодней выставкой «Экспрессионизм в русском искусстве» в Русском музее разгорелась интеллектуальная полемика на тему: а было ли у нас вообще такое художественное явление и на каком основании тех или иных оте­чественных авторов записали в экспрессионисты? Вопросы и впрямь дискуссионные, но нет сомнений, что имелись в нашем искусстве фигуры, которые могут быть зачислены в экспрессионисты.

К их числу принадлежит и Борис Голополосов (1900–1983). Он учился во Вхутемасе в мастерской неопримитивиста Александра Шевченко — и это решающим образом повлияло на его становление. Хотя у мэтра он почти ничего не заимствовал: манера Голополосова с самого начала выглядела совершенно самостоятельной. И не только манера. Чем дальше, тем все чаще он брался за сюжеты, где сквозила безысходность советской жизни. 

Парадоксальным образом эта линия обозначилась у него в результате работы над темой, которая очень поощрялась в СССР. Воспевать социалистический труд полагалось всякому творцу — и Голополосов как бы следовал тренду. Однако образы шахтеров, трактористов, чаеводов и матросов выходили у него весьма далекими от соцреалистических установок. Живописец сознательно шел путем того самого экспрессионизма — вплоть до кошмарных аллегорий, подразумевающих крах гуманистического сознания.

В 1938 году Голополосова исключили из Московского союза художников «за формализм». В этих обстоятельствах он предпочел не просто покинуть столицу, но буквально раствориться на просторах необъятной родины, скитаясь по городам и весям и перебиваясь случайными заработками. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. 

Лишь в конце 1970‑х о художнике вспомнили, он даже был восстановлен в творческом союзе. Но временем его значительных свершений так и остались 1920–1930-е годы. Именно этот период и рассматривается на выставке, которая оказалась первой музейной ретроспективой Голополосова. Экспозиция включит около 40 живописных работ и чуть более 80 листов графики (помимо нескольких музеев и частных коллекционеров, свой вклад внесла семья художника, где по сей день хранятся очень важные его произведения) и дает основание говорить, что речь здесь идет о большом художнике. Безо всяких скидок на трудности биографии.

Новая Третьяковка
Головой о стену. Живопись и графика Б.А.Голополосова 1920–1930-х годов
21 марта – 2 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+