18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Борис Голополосов — герой экспрессионистского труда

№71
Материал из газеты

Выставка в Третьяковке — это первый музейный показ работ почти забытого художника из плеяды тех, кто был активен на арт-сцене первых послереволюционных лет

В связи с прошлогодней выставкой «Экспрессионизм в русском искусстве» в Русском музее разгорелась интеллектуальная полемика на тему: а было ли у нас вообще такое художественное явление и на каком основании тех или иных оте­чественных авторов записали в экспрессионисты? Вопросы и впрямь дискуссионные, но нет сомнений, что имелись в нашем искусстве фигуры, которые могут быть зачислены в экспрессионисты.

К их числу принадлежит и Борис Голополосов (1900–1983). Он учился во Вхутемасе в мастерской неопримитивиста Александра Шевченко — и это решающим образом повлияло на его становление. Хотя у мэтра он почти ничего не заимствовал: манера Голополосова с самого начала выглядела совершенно самостоятельной. И не только манера. Чем дальше, тем все чаще он брался за сюжеты, где сквозила безысходность советской жизни. 

Парадоксальным образом эта линия обозначилась у него в результате работы над темой, которая очень поощрялась в СССР. Воспевать социалистический труд полагалось всякому творцу — и Голополосов как бы следовал тренду. Однако образы шахтеров, трактористов, чаеводов и матросов выходили у него весьма далекими от соцреалистических установок. Живописец сознательно шел путем того самого экспрессионизма — вплоть до кошмарных аллегорий, подразумевающих крах гуманистического сознания.

В 1938 году Голополосова исключили из Московского союза художников «за формализм». В этих обстоятельствах он предпочел не просто покинуть столицу, но буквально раствориться на просторах необъятной родины, скитаясь по городам и весям и перебиваясь случайными заработками. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. 

Лишь в конце 1970‑х о художнике вспомнили, он даже был восстановлен в творческом союзе. Но временем его значительных свершений так и остались 1920–1930-е годы. Именно этот период и рассматривается на выставке, которая оказалась первой музейной ретроспективой Голополосова. Экспозиция включит около 40 живописных работ и чуть более 80 листов графики (помимо нескольких музеев и частных коллекционеров, свой вклад внесла семья художника, где по сей день хранятся очень важные его произведения) и дает основание говорить, что речь здесь идет о большом художнике. Безо всяких скидок на трудности биографии.

Новая Третьяковка
Головой о стену. Живопись и графика Б.А.Голополосова 1920–1930-х годов
21 марта – 2 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+