18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологический музей Геркуланума наконец открыт

№72
Материал из газеты

По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика

Создание для музея древнеримского города Геркуланум было готово более 40 лет назад, но заработал Антиквариум только недавно. Сейчас здесь проходит выставка ювелирных изделий и других драгоценных реликвий, найденных в ходе археологических раскопок. Франческо Сирано, назначенный директором многострадального музея близ Неаполя в апреле 2017 года, называет недавнее открытие «экспериментальным вмешательством» и первой крупной победой своей новой команды. «Можно бесконечно находить оправдания для этой задержки, и их действительно не счесть», — вздыхает Сирано, при котором также впервые за 20 лет для серии экскурсий открыли подземный театр Геркуланума.

Угловатое здание в модернистском стиле, построенное с одобрения итальянского правительства по проекту трех неаполитанских архитекторов, было завершено еще в 1974 году, его стоимость составила около 12 млрд лир (примерно €6 млн). Позже Антиквариум несколько раз перестраивали, но, несмотря на это, музей в нем так и не открылся. В 2015 году предшественник Сирано и итальянский министр культуры объявили о планах строительства нового музейного здания, которое должно было быть спроектировано знаменитым архитектором Ренцо Пьяно и возведено на средства американского лингвиста и мецената, филолога Дэвида Вудли Паккарда. Институт гуманитарных наук Паккарда продолжает поддерживать государственно-частный Herculaneum Conservation Project, основанный в 2001 году, но переговоры с бюро Ренцо Пьяно пока зашли в тупик. 

По словам Сирано, при подготовке к открытию Антиквариума он придерживался «стратегии снижения издержек… стремясь найти применение всему, что было создано или приобретено за эти десятилетия». Была проведена частичная реконструкция, позволившая приспособить залы и служебные помещения для посетителей и сотрудников. В здании установили новые камеры видеонаблюдения и энергосберегающие системы. Реконструкция обошлась примерно в €400 тыс.

На первой выставке «Sple­nd­Ori. Роскошь орнаментов Геркуланума» (до 30 сентября) представлены как экспонаты, найденные в начале ХХ века на раскопках в самом Геркулануме, так и артефакты, обнаруженные позже на пляже, где его жители пытались спастись от извержения Везувия, разрушившего древний город в 79 году н.э., вместе с соседними Помпеями. Экспозиция включает драгоценности, монеты, подсвечники, бронзу и стеклянную посуду, которые наконец-то достали из хранилищ. На выставке также можно увидеть предметы из Национального археологического музея в Неаполе и серебряный сервиз из Мореджине, местечка близ Помпеев.

Франческо Сирано, впрочем, считает старое здание Антиквариума лишь временным пристанищем для музея, где он будет располагаться до тех пор, пока не сложатся условия, «соответствующие современным музеографическим требованиям и удовлетворяющие потребность в офисах, лабораториях и хранилищах, пригодных для текущих и будущих задач комплекса».

Серия выставок, приуроченная к 280-летию начала археологических раскопок в Геркулануме, продолжится и за пределами музея. На вилле Кампольето в современном городе Эрколано этой весной показывают предметы мебели из черного дерева, а в бывшей королевской резиденции в соседнем Портичи осенью будет демонстрироваться коллекция продуктов питания 2000-летней давности — законсервированных в застывшей лаве после извержения вулкана. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+