18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря

Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям

Спасо-Андроников монастырь в Москве.  Фото: ТАСС
Спасо-Андроников монастырь в Москве.
Фото: ТАСС

«Президиум Союза музеев России должен в очередной раз отметить, что постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что Федеральный закон № 327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“ требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев», — говорится в постановлении организации, где рассчитывают совместно с Министерством культуры РФ провести консультации и разработать предложения по возможным поправкам. Так же, как и в случаях с Владимиро-Суздальским и Кирилло-Белозерским музеями-заповедниками, Союз музеев России планирует рассмотреть вопрос на заседании своей комиссии по сотрудничеству музеев с религиозными организациями.

«Мы знаем о таком обращении патриарха в Росимущество от подведомственного Минкультуры Музея имени Рублева, — цитирует пресс-служба министерства слова Владислава Кононова, директора департамента музеев. — Вопрос уже обсуждался на недавнем заседании президиума Союза музеев в Ярославле. Мы также знаем, что в музейном сообществе существует определенное напряжение в связи с формулировками действующего закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности“. Сам вопрос о передаче Спасо-Андроникова монастыря церкви очень сложный и нуждается в тщательной проработке. Мы рекомендуем его вынести на ближайшее заседание комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом. Решения этой комиссии всегда снимали острые вопросы — уверен, что так будет и на этот раз».

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Фрагмент. 1973. Фото: Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Фрагмент. 1973.
Фото: Валентин Черединцев / Фотохроника ТАСС

Впервые о том, что церковь собирается получить основанный в XIV веке Спасо-Андроников монастырь, в Спасском соборе которого сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева, заговорили в 2017 году. Вскоре была представлена новая концепция развития Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (основан на территории монастыря в 1940-е годы), согласно которой он получал главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, в связи c чем его общая площадь увеличилась в пять раз, до 4,9 тыс. кв. м. В новые здания планировалось перенести всю музейную инфраструктуру: хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы. Также там должны были разместиться музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отделы. При этом не исключалось, что на исторической территории возобновятся службы и появится древлехранилище, а все вместе, по словам директора Музея имени Рублева Михаила Миндлина, должно было стать «примером государственно-церковного партнерства». Под проведение выставок и организацию постоянной экспозиции в новых зданиях пространств запланировано не было, сейчас все происходит на территории монастыря.

Вместе с тем, как сообщил ТАСС пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, в РПЦ не видят почвы для конфликта в вопросе передачи ей зданий Спасо-Андроникова монастыря — «совершенно точно все будет в рамках закона, который предписывает передавать имущество религиозного назначения религиозной организации».

«Соответствующее письмо патриарха (Росимуществу. — TANR) имеет все необходимые для этого обоснования», — резюмировал он.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+