18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря

Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям

«Президиум Союза музеев России должен в очередной раз отметить, что постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что Федеральный закон № 327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“ требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев», — говорится в постановлении организации, где рассчитывают совместно с Министерством культуры РФ провести консультации и разработать предложения по возможным поправкам. Так же, как и в случаях с Владимиро-Суздальским и Кирилло-Белозерским музеями-заповедниками, Союз музеев России планирует рассмотреть вопрос на заседании своей комиссии по сотрудничеству музеев с религиозными организациями.

«Мы знаем о таком обращении патриарха в Росимущество от подведомственного Минкультуры Музея имени Рублева, — цитирует пресс-служба министерства слова Владислава Кононова, директора департамента музеев. — Вопрос уже обсуждался на недавнем заседании президиума Союза музеев в Ярославле. Мы также знаем, что в музейном сообществе существует определенное напряжение в связи с формулировками действующего закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности“. Сам вопрос о передаче Спасо-Андроникова монастыря церкви очень сложный и нуждается в тщательной проработке. Мы рекомендуем его вынести на ближайшее заседание комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом. Решения этой комиссии всегда снимали острые вопросы — уверен, что так будет и на этот раз».

Впервые о том, что церковь собирается получить основанный в XIV веке Спасо-Андроников монастырь, в Спасском соборе которого сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева, заговорили в 2017 году. Вскоре была представлена новая концепция развития Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (основан на территории монастыря в 1940-е годы), согласно которой он получал главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, в связи c чем его общая площадь увеличилась в пять раз, до 4,9 тыс. кв. м. В новые здания планировалось перенести всю музейную инфраструктуру: хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы. Также там должны были разместиться музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отделы. При этом не исключалось, что на исторической территории возобновятся службы и появится древлехранилище, а все вместе, по словам директора Музея имени Рублева Михаила Миндлина, должно было стать «примером государственно-церковного партнерства». Под проведение выставок и организацию постоянной экспозиции в новых зданиях пространств запланировано не было, сейчас все происходит на территории монастыря.

Вместе с тем, как сообщил ТАСС пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, в РПЦ не видят почвы для конфликта в вопросе передачи ей зданий Спасо-Андроникова монастыря — «совершенно точно все будет в рамках закона, который предписывает передавать имущество религиозного назначения религиозной организации».

«Соответствующее письмо патриарха (Росимуществу. — TANR) имеет все необходимые для этого обоснования», — резюмировал он.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+