18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Несмотря на мои работы, я не ем тех, у кого есть глаза»

У бельгийского художника Вима Дельвуа в Москве открылась выставка «Мимикрия», причем сразу на двух площадках: в Галерее Гари Татинцяна и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Про татуированных свиней, знаменитую «Клоаку» и политику мы поговорили с автором.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина — ваша первая музейная выставка в России. Как возникла идея экспозиции, интегрированной в постоянную коллекцию музея?

Мне очень повезло, потому что этот государственный музей никогда не делал подобного до меня. Мне кажется, для музея это в большой мере эксперимент, а для нас это не первый такой опыт, мы делали выставку в Лувре. Лувр — похожая на ГМИИ им. Пушкина институция. Это большая ответственность перед большой аудиторией, поскольку аудитория государственного музея и галереи очевидно разная.

В целом я хотел сделать экспозицию интересной как публике, которая пришла смотреть на современное искусство и вдруг столкнулась с классическим и даже древним искусством, так и людям, которые пришли посмотреть на древнее искусство и случайно столкнулись с моими работами. Мне нравится, что мои объекты растворяются в постоянной экспозиции музея и посетителям нужно ходить и искать их.

Думали ли вы о том, чтобы выставить на этот раз своих свиней?

Я выставлял свиней в Москве в галерее «Риджина» в 2000 году. На следующий год я выставлял их в Манеже. Несколько лет спустя в «Риджине» я снова показывал свиные шкуры, поэтому сейчас, мне кажется, настало время, чтобы показать российской публике и другие мои работы.

Как вы относитесь к тому, что, несмотря на то что вы делаете достаточно провокационные работы, когда вас приглашают на музейные выставки, кураторы выбирают более классические, к примеру готические, произведения.

Я делаю много выставок и не особо беспокоюсь о таких вещах. Это Пушкинский музей, уже большая честь. Безусловно, в последние годы я делал более визуальные работы, менее сложные для понимания, некритические. Но для Пушкинского музея это все равно экспериментальная выставка, они не знают, как работать с живым художником. Это первый подобный опыт для них, и, я надеюсь, они продолжат двигаться в этом направлении, они должны накопить опыт.

Вас не обижает, когда вас называют конформистом?

Нет, не обижает совсем. Я построил музей для «Клоаки» в Кашане, что находится в двух часах езды от Тегерана. Европейцы удивленно спрашивают меня: «Зачем ты поехал в Иран? Ты должен не любить эту страну». А я ее обожаю! Если бы я был конформистом, я бы так не поступил. Хотелось бы мне быть более конформистским художником!

Расскажите про ферму в России. Я знаю, вы сначала построили ферму в Бельгии, потом уехали в Китай, потом в Россию (Вим Дельвуа татуирует свиней на фермах, где потом их выращивает. — ТАNR). Расскажите, что вы тут делали?

Когда я начинал работать со свиньями в 1990-х, я не мог перевозить их из одной страны в другую, поэтому, если меня приглашали на выставки в другие страны, мне приходилось начинать все сначала с местными свиньями. Меня позвали на выставку в Россию, и я построил ферму здесь и татуировал местных свиней. Галерист Владимир Овчаренко («Риджина». — TANR) помогал мне искать тату-мастеров, свиней и ветеринаров.

Что случилось с российскими свиньями в итоге?

Мы сохранили шкуры.

Убили то есть?

Российских свиней зарезали, да. Но моих свиней в Китае я никогда не убью.

Я знаю, вы вегетарианец при этом.

Да, я не ем ничего, что имеет глаза.

Это не первая ваша выставка в России — чего вы ожидаете от аудитории на этот раз? У нас сейчас непростая ситуация в стране — почувствовали ли вы что-то особенное?

Мне кажется, Россия сегодня находится в правильной точке своего исторического развития. Мне очень стыдно, что я приехал из западноевропейской страны. Уже 15 лет, кстати, я стесняюсь быть европейцем.

Если говорить о политике. Крым — часть Украины, он был присоединен к украинской земле чисто по административным причинам; проблемы между Россией и Украиной существуют давно, Украина не платит за газ, у них очень плохое правительство. Но я верю, что Украина и Россия — часть единого целого. Пушкин — украинец!

Я на 100% уверен, что европейское сообщество, вместо того чтобы тратить деньги на помощь людям, тратит их на организацию проблем на Украине. Правительство ворует деньги у налогоплательщиков и потом вместо строительства красивых дорог, школ, университетов, аэропортов дает деньги украинским хулиганам, пока Россия занята Олимпийскими играми. Пока идет Олимпиада, давайте испортим вечеринку! Пока ваша страна была занята Играми, европейцы и американцы поняли: сейчас наш выход. Они создали проблемы и счастливы. Они так счастливы!

И поэтому вам стыдно быть европейцем?

Да! Очень стыдно! Они врут каждый день в медиа: в газетах, на ТВ.

Вы имеете в виду политику Меркель?

Да, конечно, и не только. Обама — худший президент в истории вообще.

Когда я приехал к родителям, встретился с сестрой и рассказал ей, что поеду в Москву, она сказала: «Не делай этого. У русских много проблем. Они не могут быть геями, они несвободные и так далее». Я ответил: «Что с тобой? Поехали со мной в этот раз, я покажу тебе свободных людей».

Это Европа. Она разрушает реальность и конструирует свою. Они лгут. В Бельгии люди несвободны. Если я покурю марихуану перед церковью в Европе и скажу: «Бог — сутенер», люди сочтут меня героем. Но если я буду работать в поте лица, я отправлюсь в тюрьму. Если я не спрошу разрешения делать что-либо, я отправлюсь в тюрьму. Если я помогаю цыганам, даю им землю, я отправлюсь в тюрьму. У европейцев ложное представление о свободе.

Куда вы хотите сбежать из Европы?

В Иран. Я поеду в Иран, чтобы быть свободным, и я не шучу. Я только что купил большую студию там.

БИОГРАФИЯ

Вим Дельвуа родился в 1965 году в Бельгии. Окончил Королевскую академию художеств в Генте. С 1985 года создает провокационные работы, повседневный китч. Самое нашумевшее его произведение — «Клоака» (2009–2010), машина, подражающая действию человеческой пищеварительной системы и превращающая еду в экскременты. Помимо этого, известен экспозицией с живыми татуированными свиньями. Персональные выставки Вима Дельвуа с успехом проходили в Лувре и Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Париж), в Новом музее (Нью-Йорк), в Музее современного искусства (Лион), в Коллекции Пэгги Гуггенхайм (Венеция). Участник Венецианской биеннале (1990) и Documenta 9 (1992).

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+