Медленный взгляд на картины Пьера Боннара

Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика

Пьер Боннар. «Автопортрет». 1938. Фото: Private Collectio
Пьер Боннар. «Автопортрет». 1938.
Фото: Private Collectio

Время в живописи Пьера Боннара (1867–1947) обладает особым качеством. Известный английский писатель-постмодернист, эссеист и литературный критик Джулиан Барнс как-то подметил, что домашние сценки художника словно «в замедленном темпе протекают перед обедом или во время послеобеденного отдыха». Марта, жена художника, прожившая с Боннаром почти полвека и которую он часто и много изображал, на его картинах словно не стареет. Предпочитавший писать по памяти, а не с натуры, Боннар завершил последнюю картину с Мартой («Обнаженная в бане») спустя несколько лет после ее смерти. По словам главного куратора Тейт Модерн Мэтью Гейла, одна из целей нынешней ретроспективы, спустя 20 лет после последней большой выставки в Британии,  — «понять, как на самом деле Боннар воспринимал свое время», и тем самым попытаться по-новому взглянуть и на его творчество.

Экспозиция выстроена по хронологии, с 1912 года — поворотного, как считает куратор, момента в карьере Боннара. В это время он, успешный художник, имевший уже своих арт-дилеров в лице влиятельного владельца галереи Гастона Бернхейм-Жёна, один из ведущих художников группы «Наби» (1892–1899), «мог бы продолжить выбранный путь, оставаясь художником прошлого века», но решил пойти своей дорогой, отличной от кубизма и сюрреализма. Именно этот выбор стал поводом не считать Боннара модернистом — так, Пабло Пикассо считал его «всего лишь одним из многих неоимпрессионистов и декадентов конца прошлого века». Зато на защиту «декадента» встал идеолог послевоенного абстракционизма американский художественный критик Клемент Гринберг, сказавший как-то, что живопись Боннара «буквально источает аромат 1900–1914 годов». 

Мэтью Гейл солидаризируется с Гринбергом: «Мы попытались посмотреть на работы Боннара именно в контексте ХХ века. Художник вовсе „не игнорировал происходившие в окружающем мире события“. 

Пьер Боннар. «Обеденная комната в деревне». 1913. Фото: Minneapolis Institute of Art
Пьер Боннар. «Обеденная комната в деревне». 1913.
Фото: Minneapolis Institute of Art

Чему свидетельство — «Деревня в руинах близ Хэма» (1917), отклик на битву на Сомме в 1916 году, одну из самых кровопролитных в Первую мировую. 

Поздние же свои натюрморты и пейзажи Боннар писал в деревушке близ Канн, куда они с Мартой переехали в 1939-м из-за начала Второй мировой. В интервью, которые давал Боннар, в его переписке и дневниках практически нет ничего о причинах переезда.  

Неудивительно, что критики уже в 1920-е годы шутили насчет схожести звучания фамилии Боннар и французского слова “bonheur” — «счастье, благополучие». 

«Ощущение, возникающее на этой выставке, — парадоксальное сочетание в его картинах праздника цвета и меланхолии, быстротечности времени», — рассуждает Мэтью Гейл. 

Тейт Модерн
Пьер Боннар. Цвет памяти
До 6 мая

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+