Вышли заключительные тома каталога-резоне Джаспера Джонса

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам

Jasper Johns Catalogue Raisonné of Drawing: Curators of the Menil Collection. The Menil Drawing Institute, 6 mm, каждый в индивидуальном футляре. 1850 с. $1500. На английском языке. Фото: Porter Gillespie Studio
Jasper Johns Catalogue Raisonné of Drawing: Curators of the Menil Collection. The Menil Drawing Institute, 6 mm, каждый в индивидуальном футляре. 1850 с. $1500. На английском языке.
Фото: Porter Gillespie Studio

Создание полноценного каталога-резоне может стать лучшим способом воздать почести любому живущему художнику. Для Джаспера Джонса, которому сейчас 88 лет, такой момент настал еще в 2016 году, когда Институт Вильденштейна — Платтнера выпустил пятитомный каталог-резоне его картин и скульптур. Тем же стандартам следовали составители двух дополнительных каталогов. В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам. Совокупно каталог-резоне теперь насчитывает 12 томов.

Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса. Фото: Porter Gillespie Studio
Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса.
Фото: Porter Gillespie Studio

Проект, посвященный живописи и скульптуре, возглавляла историк искусства Роберта Бернстайн, знакомая с художником уже полвека. Она же написала статью о нем, включенную в первый том. Хотя Джонс неоднократно говорил, что не хочет, чтобы в его творчестве присутствовал он сам, в описании Бернстайн он предстает более оригинальным и эмоциональным художником, чем могло бы показаться зрителям.

Искусствовед Дженнифер Л. Робертс, составившая вместе с Сьюзен Дакерман каталог-резоне монотипий, продолжает и развивает концепцию Бернстайн. Рисунки Джонса подчас возникают после, а не предваряют работу в других материалах; как сказал сам художник, они отмечают текущий процесс исследования материальности и развития идей. По утверждению Робертс, монотипии демонстрируют это поступательное движение лучше всего остального. Ее пространный очерк фокусируется именно на практике создания Джонсом монотипий. «Коллекционеры эстампов и гравюр избегали их, — пишет исследователь, — потому что они не тиражировались, а коллекционеры картин — потому что относили их к гравюрам». Однако гибридность и вариативность, которыми объясняется отсутствие монотипий в искусствоведческом дискурсе, — это как раз качества, сделавшие их для Джонса продуктивным изобразительным средством. 

Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса. Фото: Porter Gillespie Studio
Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса.
Фото: Porter Gillespie Studio

Робертс утверждает, что художник использует печатный станок как своего сотрудника — а еще как «постороннего», как «буквалиста», как «респондента», как «фиксатора», как «промокашку» и как «хронометр». Она обосновывает каждую из этих функций, приводя конкретные примеры. А также связывает физические особенности печатного станка и его применение в случае монотипий с одержимостью Джонса фактом смертности человека. «Поступательное движение крутящегося валика во время создания монотипий, — пишет Робертс, — превращает процесс печати из иллюзорной мечты о возобновляемой цикличности жизни в одностороннее течение реального времени. Это переносит процесс печати в жизнь, а потому и в смерть».  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+