Вышли заключительные тома каталога-резоне Джаспера Джонса

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам

Jasper Johns Catalogue Raisonné of Drawing: Curators of the Menil Collection. The Menil Drawing Institute, 6 mm, каждый в индивидуальном футляре. 1850 с. $1500. На английском языке. Фото: Porter Gillespie Studio
Jasper Johns Catalogue Raisonné of Drawing: Curators of the Menil Collection. The Menil Drawing Institute, 6 mm, каждый в индивидуальном футляре. 1850 с. $1500. На английском языке.
Фото: Porter Gillespie Studio

Создание полноценного каталога-резоне может стать лучшим способом воздать почести любому живущему художнику. Для Джаспера Джонса, которому сейчас 88 лет, такой момент настал еще в 2016 году, когда Институт Вильденштейна — Платтнера выпустил пятитомный каталог-резоне его картин и скульптур. Тем же стандартам следовали составители двух дополнительных каталогов. В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам. Совокупно каталог-резоне теперь насчитывает 12 томов.

Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса. Фото: Porter Gillespie Studio
Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса.
Фото: Porter Gillespie Studio

Проект, посвященный живописи и скульптуре, возглавляла историк искусства Роберта Бернстайн, знакомая с художником уже полвека. Она же написала статью о нем, включенную в первый том. Хотя Джонс неоднократно говорил, что не хочет, чтобы в его творчестве присутствовал он сам, в описании Бернстайн он предстает более оригинальным и эмоциональным художником, чем могло бы показаться зрителям.

Искусствовед Дженнифер Л. Робертс, составившая вместе с Сьюзен Дакерман каталог-резоне монотипий, продолжает и развивает концепцию Бернстайн. Рисунки Джонса подчас возникают после, а не предваряют работу в других материалах; как сказал сам художник, они отмечают текущий процесс исследования материальности и развития идей. По утверждению Робертс, монотипии демонстрируют это поступательное движение лучше всего остального. Ее пространный очерк фокусируется именно на практике создания Джонсом монотипий. «Коллекционеры эстампов и гравюр избегали их, — пишет исследователь, — потому что они не тиражировались, а коллекционеры картин — потому что относили их к гравюрам». Однако гибридность и вариативность, которыми объясняется отсутствие монотипий в искусствоведческом дискурсе, — это как раз качества, сделавшие их для Джонса продуктивным изобразительным средством. 

Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса. Фото: Porter Gillespie Studio
Каталог-резоне рисунков Джаспера Джонса.
Фото: Porter Gillespie Studio

Робертс утверждает, что художник использует печатный станок как своего сотрудника — а еще как «постороннего», как «буквалиста», как «респондента», как «фиксатора», как «промокашку» и как «хронометр». Она обосновывает каждую из этих функций, приводя конкретные примеры. А также связывает физические особенности печатного станка и его применение в случае монотипий с одержимостью Джонса фактом смертности человека. «Поступательное движение крутящегося валика во время создания монотипий, — пишет Робертс, — превращает процесс печати из иллюзорной мечты о возобновляемой цикличности жизни в одностороннее течение реального времени. Это переносит процесс печати в жизнь, а потому и в смерть».  

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+