18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей-заповедник «Александровская слобода» провел перезагрузку

№71
Материал из газеты

Здесь избавились от витрин в пользу иммерсивного действа: посетители могут посидеть за столом Ивана Грозного и отведать кваса под рассказы о том, как самодержец принимал послов, или поучаствовать в смотринах царских невест

Дорога от вокзала к Государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику «Александровская слобода» проходит через центр города, но увидеть что-то особенное не удается. Блочные пятиэтажки. «Магнит» и «Пятерочка», стоящие напротив друг друга. Церковь. Еще церковь. Несколько домиков XIX века. «А чем здесь люди в основном заняты?» — «Москвой. Утром садятся в электричку и едут на работу. Почти два часа туда и два обратно». Когда-то в городе был завод, который производил телевизоры марки «Рекорд», а также НИИ, где выращивали алмазы. Теперь работать почти негде. 

У музея — своя история, не менее драматичная. В Александровской слободе Иван Грозный провел 17 лет, сделав ее столицей созданного им опричного государства, и покинул ее после смерти сына (по одной из версий, им же убитого). Потом здесь был женский монастырь, и наконец появился музей — краеведческий. В 1928 году он стал филиалом Государственного исторического музея. Столичные музейщики, как могли, продолжали взятую Иваном IV линию на «собирание земель русских», и все ценные экспонаты из Александрова перекочевали в Москву. Процесс избавления слободы от «непрофильных коллекций» довершил Владимиро-Суздальский заповедник, которому музей достался в 1974 году в качестве филиала.

По словам директора «Александровской слободы» Аллы Петрухно, мысль создать тут заповедник, связанный с эпохой Ивана Грозного, появилась в 1988 году. «К этому времени музей остался с двумя коллекциями: радиоаппаратуры и тканей, — вспоминает она на юбилейной пресс-конференции. — Территория была застроена гаражами, сараями… То, что мы замыслили, казалось несбыточной мечтой: все понимали, что предметов XVI века по пальцам пересчитать даже в крупных музеях. Тем не менее за 15–20 лет ее удалось реализовать. Появился музей, который многие называют первым музеем Ивана Грозного».

Журналистов ведут посмотреть на обновленные к юбилею экспозиции. «Наша цель — не просто показать экспонаты, а дать посетителю почувствовать, как жили здесь во времена Ивана Грозного», — говорит экскурсовод Наталья Копейкина. В Покровской церкви, домовом храме Ивана IV, вполне солидная экспозиция о главных деяниях первого русского царя. Здесь и монарший трон, и парсуны Грозного и его приближенных, и вооружение того времени, поддон для подсвечника с изображением опричника и увеличенные миниатюры с изображением разгрома Новгорода. Конечно, большинство предметов — копии, но что же с того? Музей продолжает бороться и за подлинники. «Мы недавно купили „Часовник“, напечатанный здесь Иваном Федоровым, а всего их в мире сохранилось три», — расскажут нам чуть позже. Под куполом церкви раскрыты росписи XVI века, и с помощью интерактивного киоска можно их рассмотреть подробно.

Мультимедиа вообще довольно много. Вот, скажем, интерактивная карта, на которой можно проследить, как Грозный год за годом увеличивал территорию державы. Таким собирателем земель и укрепителем центральной власти он в основном и предстает в программах музея. 

«Как-то на вокзале в Москве я разговорилась с представителем российско-швейцарской турфирмы, — вспоминает Алла Петрухно о том, как она нашла путь к популярности вверенного ей музея. — „Да что же вы их возите в Сергиев Посад, а не к нам?“ — спросила я. „Какие же ваши музеи все скучные, какие же они одинаковые! — ответил он. — В Западной Европе я прихожу во дворец — и чувствую атмосферу. А у вас? Витрины, витрины, витрины“. Для меня это был шок. Я приехала в Александров, собрала ученый совет и сказала: „Завтра разбираем экспозицию в Столовой палате. Мы пойдем другим путем“».

Другой путь, открытый директором Александровской слободы, заключался в том, чтобы делать проекты в жанре иммерсивного театра, как сейчас это модно называть. В Столовой палате теперь полумрак, звучат мрачные песнопения, сочиненные, по словам сотрудников музея, самим Грозным. Посетителям предлагают посидеть за столом самодержца, отведать квасу и ржаной лепешки, выпеченной по средневековому рецепту. Ну и рассказывают о том, как Грозный принимал послов.

На другой программе одного из посетителей обряжают в царские одежды, посетительниц — в сарафаны и устраивают смотрины царских невест, состоящие из нескольких несложных конкурсов. Памятуя об обещании «дать почувствовать, как жили при Иване Грозном», ждешь, как будет обыграна смерть одной из выбранных в Александровской слободе невест через несколько дней после свадьбы, насильственное пострижение в монахини другой и утопление третьей (что, впрочем, не доказано достоверно). Но веселье не омрачается ничем.

О мрачном удается поговорить в церковном подвале, где находим дыбу, светодиодно краснеющие угли и двух манекенов: одного в колодках, другого — с топором и почему-то в высокой боярской шапке. «Вообще в подвале церкви, конечно, никаких застенков быть не могло, — объясняет экскурсовод, — но мы все же решили их устроить, чтобы рассказать о Средневековье, о том, что отношение к пыткам тогда было другим: считалось, что, истязая тело, спасают душу. Но масштабы казней Ивана Грозного ни в какое сравнение не идут с тем, что тогда творилось в Европе…» — «А зачем ему топор? Он же вроде пытает, а не убивает? А шапка?» — «Пробовали без топора, но сразу становилось как-то нестрашно. А шапку надо, конечно, переделать». 

Наверное, гигантский шаг навстречу публике стоит некоторых перегибов (тем более что они так свойственны характеру первого русского царя). А шаг действительно большой. У музея появился неплохой сайт, в соцсетях и даже на платформе «Яндекс.Дзен» ведется бурная деятельность. Разработан фирменный стиль. Ежегодный праздник «Иванов день», основанный на театрализованном погружении в историю, собирает все больше посетителей и даже стал лауреатом премии в области событийного туризма «События России». Юбилей музея будет отмечаться весь год. В программе и пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, и шахматный турнир, и театрализованное чтение «Песни про купца Калашникова» с Даниилом Спиваковским, и публикация новой книги, и открытия выставок. Даже идут переговоры с «Битвой экстрасенсов». «Пусть узнают, убивал ли Иван Грозный сына или нет…»

Посещаемость музея ежегодно растет, дойдя в 2018-м до 126 тыс. Население города каждый год уменьшается, упав в 2017-м ниже цифры в 60 тыс. жителей. Все едут в Москву, «собирание земель русских» продолжается. Осенью музей организовал опрос в соцсетях: нужно ли поставить в Александрове памятник самодержцу? «За» был отдан 391 голос, «против» — 47.  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+