18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Американский минималист Карл Андре наконец дождался максимальной ретроспективы

Долгое время классик ХХ века оставался изгоем в собственной стране, и на то были причины.

В 1958 году молодой Карл Андре отложил резец скульптора, отказался от работы в мастерской и начал собирать строительные материалы (кирпичи, медную плитку, куски дерева), складывая из них элементарные трехмерные конструкции или выкладывая на полу геометрические рисунки. Тем самым Андре свел язык скульптуры к первичным элементам: квадрату, линии и кубу. Результат радикальных экспериментов теперь уже классика минималистской скульптуры Карла Андре и решил представить Dia Art Foundation.

Это первая за 36 лет полная ретроспектива художника на его родине в США. Дело в том, что в 1985 году Андре фигурировал как основной подозреваемый в смерти своей жены, художницы Аны Мендьеты, выпавшей во время семейной ссоры из окна их нью-йоркской квартиры на 34 этаже. И хотя через три года скульптора признали невиновным, не вся нью-йоркская арт-тусовка в это поверила. Андре стал изгоем в собственной стране, хотя музеи и галереи во всем мире его охотно выставляли и выставляют. Его нью-йоркский дилер Пола Купер вспоминает, что в 1987 году с выставки Андре в ее галерее купили только одну работу. Так что нынешняя выставка 78-летнего скульптора, которая представляет в хронологическом порядке все этапы его творчества, предлагает абстрагироваться наконец от темных пятен в биографии Андре и еще раз переосмыслить его вклад в искусство 1960–1970-х.

Основное выставочное пространство отдано под скульптуру, включая и знаменитую серию Андре Элементы (1960-е) из деревянных блоков одинакового размера, композиции из кирпичей на полу (Эквиваленты, 1966) и новые работы, как, например, Неаполитанский прямоугольник (2010). Нижний уровень выставочного пространства посвящен поэтическим экспериментам Андре 1960-х, его ассамбляжам и мейл-арту, почти незнакомым зрителю. Что касается поэзии Андре, то таковой ее можно назвать весьма условно: на самом деле это набранные на пишущей машинке слова, выложенные в геометрические узоры на 600 больших листах. Они выставлены в 18 деревянных боксах, спроектированных художником в 1970-е годы, по 20 листов в каждой, и в течение выставки их дважды поменяют местами. «Карл хочет, чтобы их воспринимали как рукописи, а не как рисунки, — говорит один из кураторов выставки Ясмил Рэймонд. — У него не было мастерской, и поэзия стала способом структурирования пространства и формы. Печатная машинка заменила ему, если хотите, мастерскую».

Ассамбляжи же Андре до этой выставки не выставлялись вообще, поскольку создавались как подарки друзьям. После показа в Биконе выставка отправится в Национальный центр искусств королевы Софии в Мадриде, затем в берлинский Гамбургер-Банхов и Музей современного искусства в Париже.
Dia Art Foundation
Карл Андре. Скульптура как место

Бикон
До 2 марта 2015 года

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+