Американский минималист Карл Андре наконец дождался максимальной ретроспективы

Долгое время классик ХХ века оставался изгоем в собственной стране, и на то были причины.

В 1958 году молодой Карл Андре отложил резец скульптора, отказался от работы в мастерской и начал собирать строительные материалы (кирпичи, медную плитку, куски дерева), складывая из них элементарные трехмерные конструкции или выкладывая на полу геометрические рисунки. Тем самым Андре свел язык скульптуры к первичным элементам: квадрату, линии и кубу. Результат радикальных экспериментов теперь уже классика минималистской скульптуры Карла Андре и решил представить Dia Art Foundation.

Это первая за 36 лет полная ретроспектива художника на его родине в США. Дело в том, что в 1985 году Андре фигурировал как основной подозреваемый в смерти своей жены, художницы Аны Мендьеты, выпавшей во время семейной ссоры из окна их нью-йоркской квартиры на 34 этаже. И хотя через три года скульптора признали невиновным, не вся нью-йоркская арт-тусовка в это поверила. Андре стал изгоем в собственной стране, хотя музеи и галереи во всем мире его охотно выставляли и выставляют. Его нью-йоркский дилер Пола Купер вспоминает, что в 1987 году с выставки Андре в ее галерее купили только одну работу. Так что нынешняя выставка 78-летнего скульптора, которая представляет в хронологическом порядке все этапы его творчества, предлагает абстрагироваться наконец от темных пятен в биографии Андре и еще раз переосмыслить его вклад в искусство 1960–1970-х.

Основное выставочное пространство отдано под скульптуру, включая и знаменитую серию Андре Элементы (1960-е) из деревянных блоков одинакового размера, композиции из кирпичей на полу (Эквиваленты, 1966) и новые работы, как, например, Неаполитанский прямоугольник (2010). Нижний уровень выставочного пространства посвящен поэтическим экспериментам Андре 1960-х, его ассамбляжам и мейл-арту, почти незнакомым зрителю. Что касается поэзии Андре, то таковой ее можно назвать весьма условно: на самом деле это набранные на пишущей машинке слова, выложенные в геометрические узоры на 600 больших листах. Они выставлены в 18 деревянных боксах, спроектированных художником в 1970-е годы, по 20 листов в каждой, и в течение выставки их дважды поменяют местами. «Карл хочет, чтобы их воспринимали как рукописи, а не как рисунки, — говорит один из кураторов выставки Ясмил Рэймонд. — У него не было мастерской, и поэзия стала способом структурирования пространства и формы. Печатная машинка заменила ему, если хотите, мастерскую».

Ассамбляжи же Андре до этой выставки не выставлялись вообще, поскольку создавались как подарки друзьям. После показа в Биконе выставка отправится в Национальный центр искусств королевы Софии в Мадриде, затем в берлинский Гамбургер-Банхов и Музей современного искусства в Париже.
Dia Art Foundation
Карл Андре. Скульптура как место

Бикон
До 2 марта 2015 года

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+