Музейный обмен между Россией и США может быть возобновлен

Первой ласточкой, возможно, станет совместный проект петербургского Эрмитажа и нью-йоркского МоМА

Александр Родченко. Обложка журнала «Новый ЛЕФ №1». 1928. Фото: The Museum of Modern Art
Александр Родченко. Обложка журнала «Новый ЛЕФ №1». 1928.
Фото: The Museum of Modern Art

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал The Art Newspaper, что в марте состоится встреча экспертов из министерств иностранных дел России и США, посвященная проблемам культурного обмена между двумя странами. «Я надеюсь, что экспертам удастся подготовить проект соглашения, благодаря которому у нас появится возможность планировать крупные проекты», — сказал он, намекнув, что, возможно, речь идет о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем современного искусства (МоМА).

Нынешняя ситуация с отсутствием обмена выставками восходит к 2010 году, когда окружной суд в Вашингтоне обязал Россию передать американской еврейской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона и выплачивать по $50 тыс. в день за неисполнение судебного решения. Россия этого решения не приняла, и книги — частично национализированные большевиками, частично трофейные — остались на территории страны (часть из них доступна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и почти все — в оцифрованном виде в Российской государственной библиотеке). С тех пор Россия опасается предоставлять принадлежащие ей произведения искусства во временное пользование американским институциям, поскольку они могут быть конфискованы в обеспечение судебного постановления. Хотя теоретически Госдепартамент США имеет право запретить конфискацию предоставленных во временное пользование произведений искусства.

Обсуждению этой проблемы, уже десять лет блокирующей музейный обмен между странами, в середине февраля был посвящен семинар «Поиски пути: мягкая дипломатия», состоявшийся в Музее Мидоуза при Южном методистском университете в техасском Далласе. Главной на мероприятии, организованном совместно с Ассоциацией директоров художественных музеев, стала беседа между директором МоМА Гленном Лоури и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

«Мы находимся в странной ситуации, когда на личном уровне отношения между кураторами и музейными работниками двух стран, пожалуй, лучше, чем когда-либо», — сказал Гленн Лоури. Однако на официальном уровне в вопросах, касающихся обмена выставками, «положение беспрецедентно сложное». Михаил Пиотровский вспомнил многочисленные прошлые совместные проекты и подтвердил мнение коллеги: «Теперь все это под угрозой. В наших силах возродить сотрудничество, и необходимо подумать, как это осуществить».

По мнению директора Эрмитажа, основное препятствие заключается в культурных различиях. «Это вопрос доверия. Русский думает: „Дайте мне слово, этого будет достаточно. Скажите мне, что выставка вернется в Россию, дайте мне личную гарантию“. В Америке все должно быть оформлено законодательно… А для нас законодательства недостаточно», — сказал он.

Михаил Пиотровский также предположил, что, вероятно, «мы могли бы начать со скромных обменов — одно полотно с одной стороны на одно полотно с другой — и активно привлекать к ним внимание, чтобы показать, что это в принципе возможно».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+