Музейный обмен между Россией и США может быть возобновлен

Первой ласточкой, возможно, станет совместный проект петербургского Эрмитажа и нью-йоркского МоМА

Александр Родченко. Обложка журнала «Новый ЛЕФ №1». 1928. Фото: The Museum of Modern Art
Александр Родченко. Обложка журнала «Новый ЛЕФ №1». 1928.
Фото: The Museum of Modern Art

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал The Art Newspaper, что в марте состоится встреча экспертов из министерств иностранных дел России и США, посвященная проблемам культурного обмена между двумя странами. «Я надеюсь, что экспертам удастся подготовить проект соглашения, благодаря которому у нас появится возможность планировать крупные проекты», — сказал он, намекнув, что, возможно, речь идет о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем современного искусства (МоМА).

Нынешняя ситуация с отсутствием обмена выставками восходит к 2010 году, когда окружной суд в Вашингтоне обязал Россию передать американской еврейской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона и выплачивать по $50 тыс. в день за неисполнение судебного решения. Россия этого решения не приняла, и книги — частично национализированные большевиками, частично трофейные — остались на территории страны (часть из них доступна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и почти все — в оцифрованном виде в Российской государственной библиотеке). С тех пор Россия опасается предоставлять принадлежащие ей произведения искусства во временное пользование американским институциям, поскольку они могут быть конфискованы в обеспечение судебного постановления. Хотя теоретически Госдепартамент США имеет право запретить конфискацию предоставленных во временное пользование произведений искусства.

Обсуждению этой проблемы, уже десять лет блокирующей музейный обмен между странами, в середине февраля был посвящен семинар «Поиски пути: мягкая дипломатия», состоявшийся в Музее Мидоуза при Южном методистском университете в техасском Далласе. Главной на мероприятии, организованном совместно с Ассоциацией директоров художественных музеев, стала беседа между директором МоМА Гленном Лоури и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

«Мы находимся в странной ситуации, когда на личном уровне отношения между кураторами и музейными работниками двух стран, пожалуй, лучше, чем когда-либо», — сказал Гленн Лоури. Однако на официальном уровне в вопросах, касающихся обмена выставками, «положение беспрецедентно сложное». Михаил Пиотровский вспомнил многочисленные прошлые совместные проекты и подтвердил мнение коллеги: «Теперь все это под угрозой. В наших силах возродить сотрудничество, и необходимо подумать, как это осуществить».

По мнению директора Эрмитажа, основное препятствие заключается в культурных различиях. «Это вопрос доверия. Русский думает: „Дайте мне слово, этого будет достаточно. Скажите мне, что выставка вернется в Россию, дайте мне личную гарантию“. В Америке все должно быть оформлено законодательно… А для нас законодательства недостаточно», — сказал он.

Михаил Пиотровский также предположил, что, вероятно, «мы могли бы начать со скромных обменов — одно полотно с одной стороны на одно полотно с другой — и активно привлекать к ним внимание, чтобы показать, что это в принципе возможно».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+