18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музейный обмен между Россией и США может быть возобновлен

Первой ласточкой, возможно, станет совместный проект петербургского Эрмитажа и нью-йоркского МоМА

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал The Art Newspaper, что в марте состоится встреча экспертов из министерств иностранных дел России и США, посвященная проблемам культурного обмена между двумя странами. «Я надеюсь, что экспертам удастся подготовить проект соглашения, благодаря которому у нас появится возможность планировать крупные проекты», — сказал он, намекнув, что, возможно, речь идет о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем современного искусства (МоМА).

Нынешняя ситуация с отсутствием обмена выставками восходит к 2010 году, когда окружной суд в Вашингтоне обязал Россию передать американской еврейской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона и выплачивать по $50 тыс. в день за неисполнение судебного решения. Россия этого решения не приняла, и книги — частично национализированные большевиками, частично трофейные — остались на территории страны (часть из них доступна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и почти все — в оцифрованном виде в Российской государственной библиотеке). С тех пор Россия опасается предоставлять принадлежащие ей произведения искусства во временное пользование американским институциям, поскольку они могут быть конфискованы в обеспечение судебного постановления. Хотя теоретически Госдепартамент США имеет право запретить конфискацию предоставленных во временное пользование произведений искусства.

Обсуждению этой проблемы, уже десять лет блокирующей музейный обмен между странами, в середине февраля был посвящен семинар «Поиски пути: мягкая дипломатия», состоявшийся в Музее Мидоуза при Южном методистском университете в техасском Далласе. Главной на мероприятии, организованном совместно с Ассоциацией директоров художественных музеев, стала беседа между директором МоМА Гленном Лоури и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

«Мы находимся в странной ситуации, когда на личном уровне отношения между кураторами и музейными работниками двух стран, пожалуй, лучше, чем когда-либо», — сказал Гленн Лоури. Однако на официальном уровне в вопросах, касающихся обмена выставками, «положение беспрецедентно сложное». Михаил Пиотровский вспомнил многочисленные прошлые совместные проекты и подтвердил мнение коллеги: «Теперь все это под угрозой. В наших силах возродить сотрудничество, и необходимо подумать, как это осуществить».

По мнению директора Эрмитажа, основное препятствие заключается в культурных различиях. «Это вопрос доверия. Русский думает: „Дайте мне слово, этого будет достаточно. Скажите мне, что выставка вернется в Россию, дайте мне личную гарантию“. В Америке все должно быть оформлено законодательно… А для нас законодательства недостаточно», — сказал он.

Михаил Пиотровский также предположил, что, вероятно, «мы могли бы начать со скромных обменов — одно полотно с одной стороны на одно полотно с другой — и активно привлекать к ним внимание, чтобы показать, что это в принципе возможно».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+