18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Еще один образ матушки-императрицы

№70
Материал из газеты

Специалисты мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея завершили работу над бюстом Екатерины II, выполненным неизвестным мастером XVIII века

Фрагменты скульптуры в очень плохом состоянии хранились в фондах ГРМ с 1920-х годов. Скорее всего, мраморный бюст пострадал от вандалов во время революции. «Фактически это были два больших куска мрамора, очень сильно загрязненные и искалеченные, — рассказала нашему коррес­понденту Белла Топоркова, ведущий специалист мастерской. — Но очевидно было, что работа старая, не позднее XVIII века, и очень хотелось вернуть ей изначальный облик».

В собрании музея насчитывается не один десяток изображений Екатерины II, ее живописных и скульп­турных портретов. Самые известные бюсты были выполнены с натуры выдающимися мастерами своего времени: Этьеном Фальконе, Федотом Шубиным, Мари-Анн Колло. По мнению реставраторов, работа неизвестного мастера стилем и пластикой больше всего напоминает Иоганна Эстеррейха, работавшего во второй половине XVIII столетия. Его портрет императрицы также находится в собрании ГРМ.

Несколько лет назад реставратор Олег Иванов провел предварительные исследования, очистил мрамор от грязи, соединил оба фрагмента — торс и голову. К сожалению, Иванов не смог довести работу до конца: некоторое время назад он скончался от тяжелой болезни. Его коллеги решили завершить дело, начатое этим специалистом. «Количество утрат было огромное. Особенно пострадало лицо, — рассказала Белла Топоркова, — не было носа, губ, подбородка, левой брови. Детали выполнялись в пластилине, гипсе, в финале использовали мраморную крошку со связующими составами, соблюдая главный принцип современной реставрации — обратимость всех воссозданий».

Воссоздавая облик императрицы, Топоркова учитывала все скульптурные и живописные изображения, хранящиеся в фондах музея, а также пластику оригинальной работы. Каждый этап обсуждался на совете, в который входили искусствоведы и реставраторы. «Портретов Екатерины неизвестных мастеров довольно много, ее часто изображали как придворные живописцы и скульп­торы, так и приезжавшие в Россию зарубежные искатели чинов и карьеры, — говорит Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры ГРМ. — Сама императрица довольно критично относилась к работам даже маститых авторов. В одном из писем она, например, напоминает Фальконе, какими слабыми бывают иногда его портреты». По мнению Карповой, бюст, отреставрированный музеем, вероятнее всего, был выполнен иностранным мастером. Кем — пока загадка, Эстеррейх не единственная версия. Специалисты не теряют надежды найти какие-то новые документы, которые дали бы ответ.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+