18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Веймар и Дессау за Баухаусом

№71
Материал из газеты

В 2019 году одной из кузниц модернизма, немецкой школе архитектуры и дизайна Баухаус, исполняется 100 лет. Германия воздает ей должное — открытием трех новых музеев, фестивалем и десятками выставок по всей стране

Первого апреля 1919 года в Веймаре, де-факто столице Веймарской республики, открылась новая школа прикладного искусства. Ее 100-летие отмечается не только в Германии, но и по всему миру, например в Дели и Сан-Паулу.

Полное название школы звучало как Staatliches Bauhaus — буквально «государственный дом строительства», но на протяжении века она была известна по второй части — просто как «Баухаус». Основанный Вальтером Гропиусом и пришедший на смену ранее существовавшей в Веймаре школе дизайна, первый Баухаус прожил до 1925 года. В результате противодействия все сильнее склонявшихся вправо властей Тюрингии он был вынужден закрыться 31 марта, но на следующий же день заработал в саксонском Дессау. Второй Баухаус просуществовал семь лет, пока в 1932 году уже местные нацистские городские власти не закрыли и его. В последний период своего существования, продлившийся всего девять месяцев, школа работала в здании заброшенной телефонной фабрики в Берлине и закрылась под давлением гестапо.

Страна, когда-то преследовавшая Баухаус и его ведущих представителей, теперь прилагает все усилия, чтобы они заняли заслуженное место в общественном сознании. Юбилей отмечают по всей Германии кукольными и балетными спектаклями, VR-инсталляциями и десятками выставок, освещающих различные стороны наследия Баухауса, например его издательскую деятельность (в Музее Гутенберга в Майнце) или влияние на современную фотографию (в NRW-Forum в Дюссельдорфе). Ключевым событием юбилейного года станет открытие двух новых музеев — в Веймаре и Дессау.

Первым (6 апреля) распахнет свои двери Музей Баухауса в Веймаре, возведенный по проекту Хайке Ханады (р. 1964). Светлый минималистский куб в нежную горизонтальную полоску из матового стекла, поставленный на высокий бетонный цоколь, с выставочным пространством в 2 тыс. кв. м обошелся в €23 млн. В пятиэтажном здании будет представлено 1 тыс. объектов из старейшей в мире коллекции дизайна Баухауса, включая знаменитый чайник Марианны Брандт, стулья Марселя Бройера, картины Пауля Клее и Лионеля Фейнингера, мебель Людвига Миса ван дер Роэ.

Кроме того, в марте в Веймаре шедевры Баухауса можно увидеть еще на 11 местных площадках. А 18 мая будет открыто после реставрации единственное в городе дошедшее до наших дней здание эпохи Баухауса. Хаус-ам-Хорн был построен по проекту преподавателя Баухауса Георга Мухе для первой выставки школы в 1923 году. Эта постройка должна была продемонстрировать принципы новой эстетики функционализма. Обставленный мебелью, созданной студентами Баухауса, такими как Бройер и Альма Зидхофф-Бушер, Хаус-ам-Хорн выступал образцом идеального современного жилища, от крыши до крана на кухне. Здание включено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; изменения, внесенные жильцами дома, устранили, и все вернули к первоначальному виду.

Школа, над старомодностью которой подтрунивал один из основателей общества De Stijl Тео ван Дусбург, совершила резкий поворот в 1923 году. В 1919-м Гропиус видел Баухаус в перспективе Уильяма Морриса. «Мы должны вернуться к ремеслам! — призывал Гропиус в своем буклете. — Создадим новую гильдию ремесленников без высокомерного разделения на ремесло и искусство!» Четыре года спустя он возвестил о «новом единстве между искусством и технологиями». Ручное производство больше не в моде, в моде — производство массовое или, по крайней мере, его видимость. Эта смена подхода нашла железобетонное воплощение: новое здание Баухауса из стекла и бетона, построенное в Дессау по проекту Гропиуса, неслучайно внешне напоминает фабрику. Помимо него, здесь сохранились дома преподавателей, в которых жили и работали Пауль Клее, Василий Кандинский и другие. 

Здание еще одного нового музея Баухауса стоимостью €28 млн, расположенное в муниципальном парке Дессау, уже достроено. Это конструкция из бетона, стекла и стали, возведенная по проекту молодого барселонского бюро Addenda Architects. Архитектор был выбран в ходе открытого конкурса из 831 проекта. На выходящем в парк нижнем этаже будут устраиваться временные выставки и мероприятия, а в закрытом «черном ящике» на верхнем этаже расположится постоянная экспозиция предметов из коллекции Баухауса. Музей начнет свою работу 8 сентября.

Несмотря на все попытки Баухауса представить свое производство как конвейерное, оно было от него бесконечно далеко. Изготовление ламп WG 24 Вильгельма Вагенфельда, как и стульев «Василий» Марселя Бройера, по-прежнему оставалось ручным, медленным и чрезвычайно дорогостоящим. Это приводило в бешенство Ханнеса Мейера, сменившего Гропиуса на посту директора Баухауса. Коммунист в душе, встав во главе школы в 1928 году, Мейер провозгласил третью революцию — под девизом “Volksbedarf, statt Luxusbedarf”, то есть «Потребности людей вместо роскоши». Он проработал в этой должности два года. (В 1931-м Мейер с группой учеников отправился в СССР строить рабочие поселки в новом стиле, и эта поездка обернулась трагедией: его жену расстреляли, сын попал в детский дом.) И только последний директор Баухауса Людвиг Мис ван дер Роэ превратил его в более прозаичное место, наконец-то соответствующее своему названию, — в школу архитектуры с оборудованными на ее территории мастерскими.

Новое музейное здание в честь 100-летия школы получит и Берлин, но только в 2022 году. Здание Архива Баухауса, построенное по проекту Гропиуса, временно закрыто. До недавнего времени здесь работали архив, выставочное пространство и библиотека, но площадка перестала справляться с удвоившимся в последнее десятилетие потоком посетителей. По задумке берлинского архитектора Фолькера Штааба пристройка увеличит площадь здания в два раза. Помимо выставочного пространства, в ней будет кафе и магазин. Пока же ведется строительство, Архив Баухауса отправится в гости к Берлинской галерее с большой выставкой «Настоящий Баухаус» (она откроется 6 сентября). Авторы экспозиции на примере 14 баухаусных объектов проанализируют взаимоотношения между уникальными произведениями и массовым производством. В их числе — сделанная Эрихом Консемюллером фотография сидящей на стуле Бройера модели в маске.
Полная программа празднования 100-летия Баухауса в Германии доступна на сайте bauhaus100.com

Музей Баухауса в Веймаре
www.bauhausmuseumweimar.de

Новый музей в городе, где в 1919 году возникла школа Баухаус. Пятиэтажный белый куб вместит 1 тыс. экспонатов из старейшей коллекции произведений, созданных преподавателями и учениками школы, в их числе картины Пауля Клее и мебель Людвига Миса ван дер Роэ.
С 6 апреля

Триеннале модернизма
www.triennale-der-moderne.de

Вершиной празднования 100-летия Баухауса в Германии станет Триеннале модернизма, которая охватит сразу три города. В каждом из них откроются новые выставки, пройдут концерты и множество образовательных программ.
26–29 сентября (Веймар)
4–6 октября (Дессау)
11–13 октября (Берлин)

Дом Миса ван дер Роэ в Берлине
www.miesvanderrohehaus.de

Во время директорства в Баухаусе Людвиг Мис ван дер Роэ построил себе дом в деревне Лемке под Берлином. Его студенты часто бывали у него в гостях, изучая принципы функционализма прямо на натуре. Сейчас дом можно посетить, и внутри идет серия выставок под общим названием «Аванти-аванти-100».
До конца декабря

Фестиваль Курта Вайля в Дессау
www.kurt-weill-fest.de

27-й Фестиваль Курта Вайля в этом году посвящен 100-летию Баухауса и носит название «Кураж новизны». Его программа связывает музыкальное новаторство с экспериментами в дизайне и архитектуре. На фестиваль приедет Уте Лемпер, художница и исполнительница песен Вайля (1900–1950).
1–13 марта

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+