18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ханнес Майер — директор Баухауcа. Почему он приехал в СССР, и что из этого вышло

№7
Материал из газеты

Выставка «Баухауc в Москве» в галерее «ВХУТЕМАС» рассказывает неизвестные детали о связях знаменитой школы архитектуры и дизайна с советской Россией. Директор Баухауcа в 1931 году приехал из Дессау в Москву, надеясь осуществить самые смелые замыслы

Сегодня Баухауc постоянно привлекает к себе внимание всех интересующихся архитектурой, искусством и дизайном, но чаще всего воспринимается как что-то очень далекое и безусловно иностранное. Между тем преподаватели и студенты школы глубоко интересовались происходящим в нашей стране, в особенности в период, когда директором Баухауcа был Ханнес Майер, о котором на русском языке до сих пор не опубликовано ни одной книги. А ведь именно он, уехав из Дессау в Москву, заявлял, что это для него не что иное, как «бегство в жизнь».

«Творчество в условиях капитализма немыслимо!»

Именно так называется опубликованная в «Правде» в 1930 году заметка, в которой сообщается о том, что один из крупнейших архитекторов Европы в ближайшие дни уезжает в СССР.  Швейцарец Ханс Эмиль (Ханнес) Майер (1889–1954) к тому времени прославился проектами школы «Петерсшуле» в Базеле и дворца Лиги Наций в Женеве, которые он создал совместно с Хансом Витвером в 1926 году. В 1927-м Майер был приглашен в Баухауc как руководитель архитектурного отделения, в 1928 году стал директором школы.

В беседе с корреспондентом Майер дал волю всему своему восторженному идеализму и энтузиазму, с которым отправлялся в страну, «где куется действительная пролетарская культура, где созидается социализм, где существует то общество, за которое мы боролись здесь, в условиях капитализма». Собственно, эта политическая бескомпромиссность и послужила причиной его увольнения со столь почетной должности директора уже тогда знаменитого Баухауcа.

Напомним, школа Баухауc (Bauhaus, от нем. bau — строить, haus — дом) возникла в Веймаре в 1919 году в результате объединения Саксонско-Веймарской высшей школы изобразительных искусств и Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Руководили школой архитекторы Вальтер Гропиус (1919–1927), Ханнес Майер (1928–1930) и Людвиг Мис ван дер Роэ (1930–1933). С 1925 года Баухауc располагался в Дессау, с 1932-го — в Берлине. Закрылась школа в 1933 году в результате конфликтов с правительством нацистов. Благодаря эмиграции ее выпускников в США и Англию стиль «баухауc» получил широкое распространение и стал ярким явлением в искусстве и архитектуре XX века. Баухауc провозгласил равенство между «высоким» искусством и ремеслом, поэтому основной формой обучения была работа в мастерских (ткацкой, столярной, металлической и т. д.). Поставив целью разработку стандартных предметов для промышленного производства, Баухаус фактически основал современный дизайн, и многие из созданных в его мастерских объектов сегодня считаются «иконами». В Баухауcе преподавали ярчайшие мастера модернистского искусства: Пауль Клее, Василий Кандинский, Ласло Мохой-Надь и другие, которые отказались от принципов академической педагогики. Единственным сопоставимым с Баухауcом новаторским учебным заведением той эпохи был московский Вхутемас.

Как Кандинский, Клее и компания выжили из Дессау «научного марксиста» Майера

Конец 1920-х годов в Германии был временем, когда немецкое общество все более политизировалось, и игнорировать нарастающее влияние праворадикальных сил стало практически невозможно. Баухауc тоже не оставался в стороне. Атмосфера школы была очевидно «левой»: интернациональный коллектив, культ свободы, ремесленного труда и равенства, что пугало консервативных преподавателей и склонявшихся к нацизму студентов. В 1927 году, еще при Гропиусе, в Баухаусе образовалась ячейка коммунистической партии, и политическое напряжение нарастало. Майер симпатизировал профсоюзному и рабочему движению, приглашал известных марксистов выступать с докладами и негласно поощрял активную пропагандистскую работу студентов-коммунистов. Учитывая, что авангардная школа давно мозолила глаза правым политикам, постоянно критиковавшим ее как рассадник «культурбольшевизма», личность Майера вызывала у властей Дессау все большее раздражение. 

Скандал разразился летом 1930 года, когда по наущению профессорской «оппозиции» (Кандинского, Клее и др.) они обвинили Майера в том, что он давал деньги на поддержку забастовки рабочих. Директор вынужден был признаться, что он «научный марксист»… и был уволен. Вскоре его место занял Людвиг Мис ван дер Роэ, одной из главных задач которого было «усмирение» бунтующей молодежи и жесткие ограничения ее политического самовыражения.

Что же касается Майера, то тем же летом 1930 года он получил предложение приехать работать в СССР. В это время здесь полным ходом шло «социалистическое строительство» первой пятилетки, и для реализации масштабных планов требовалось участие иностранных специалистов. В России работали Бруно Таут, Эрнст Май, Ханс Шмидт и многие другие, которым в условиях кризиса и безработицы в Европе и США это представлялось наилучшим выходом.

«Не бездушные специалисты»: люди Баухауcа в арбатской коммуналке

Приехав в Москву в октябре в сопровождении выпускника Баухауcа Белы Шеффлера, Майер выступает перед членами профсоюзов, рабочими, студентами, рассказывая о «гонениях», которым он подвергался на Западе. Зимой к нему присоединяются еще пятеро учеников: Филипп Тольцинер, Клаус Мойман, Антон Урбан, Конрад Пюшель и Тибор Вайнер, тоже полные энтузиазма. Все они, включая Майера, отказываются от привилегий, положенных иностранным «спецам», и пытаются максимально интегрироваться в советское общество. «Я прошу рассматривать меня и мою группу не как бездушных специалистов… а как товарищей по работе и убеждениям», — заявлял Майер в вышеупомянутой статье.

Поселилась группа в коммуналке на Арбатской площади и довольно быстро свыклась с московской жизнью, пытаясь, впрочем, противостоять советскому хаосу немецкой четкостью и организованностью. 

Майер продолжал активно участвовать в общественной жизни и делал все, чтобы добиться восприятия Баухауcа как близкого по духу, «пролетарского» учебного заведения. Одним из ключевых моментов этой пропаганды стала выставка Баухауc Дессау. 1928–1930, устроенная Майером в 1931 году в Музее нового западного искусства (сегодня — здание Академии художеств на Пречистенке). Выставка эта была весьма своеобразной: на ней совершенно не было представлено привычных «икон» дизайна Баухауcа — изысканных кресел из гнутых труб Марселя Бройера или лаконичных, безукоризненных по форме ламп Марианны Брандт, которые в то время были уже хорошо знакомы московской публике. Ни блеска металла, ни подчеркнутой современности… Какой же без этого Баухауc?

«Красный Баухауc»: дешево, строго, функционально. Все на благо народа

Став директором школы в 1928 году, Майер потребовал от студентов признания социальной реальности, ее изучения и взаимодействия с ней и провозгласил новый лозунг: «Потребности народа вместо потребностей роскоши». Дизайн новых предметов был чрезвычайно прост, материалы выбирались самые доступные. Благодаря этой ориентации был создан, например, самый успешный с коммерческой точки зрения продукт за всю историю Баухауcа — обои, которые чуть ли не до сих пор выпускаются в Германии.

Студенты-архитекторы, ученики Майера, были не художниками, а настоящими исследователями: они изучали жизнь обитателей Дессау, составляли на этой базе аналитические диаграммы, а проектировали, лишь опираясь на данные статистики, геологии, биологии и т. д. Кроме того, они сами участвовали в практическом строительстве: их стараниями в Дессау появилось 90 типовых «народных домов». Их можно считать самым ярким воплощением кредо «строительного учения» Майера: единственным украшением строгих кирпичных фасадов является функционально обусловленный лестничный блок.

Именно такой строгий, функциональный, «дешевый» Баухауc Майер и представлял в Москве, обозначив его как «красный Баухауc». Причем отчасти он пошел против правды: в выставку, например, было включено множество образцов политической пропаганды, созданных совсем не в Баухауcе, а вот интереснейшие живописные работы, прекрасные фотографии, формальные эксперименты были скрыты как несущественные для общего дела. Жаль, потому что главная особенность Баухауса была именно в хрупком балансе между красотой, функцией и стоимостью, который Майеру на деле удавалось поддерживать в стенах школы. Но в СССР ему нужно было любыми средствами обеспечить поддержку себе и своим коллегам, и выставка была задумана отчасти как демонстрация их способностей и умений. 

Несмотря на все старания, советская публика «красный Баухауc» не поняла и не приняла, что можно считать дурным предзнаменованием: для большинства баухаусовцев эмиграция в СССР ничем хорошим не закончилась.

«Строительство социализма — это жестокая борьба всех против всех»

Ханнесу Майеру повезло: в отличие от коллег-немцев, он был гражданином Швейцарии и возвращение на родину ничем ему не грозило. Многие же участники Баухауcа, приехавшие с Майером или самостоятельно, вынуждены были остаться в СССР и погибли в годы сталинских репрессий. Поначалу, впрочем, и швейцарец уезжать не планировал: он преподавал в архитектурном институте (тогда — АСИ), разрабатывал типовые здания школ-фабрик в проектном институте Гипровтуз, участвовал в планировке городов как сотрудник Гипрогора и Стандартгорпроекта.

Среди его наиболее заметных советских работ — проект градостроительного развития Москвы, планы застройки Магнитогорска, городов-спутников Перми, работа над генпланом Биробиджана, который был отчасти воплощен.
Ханнес Майер со всей страстью пылкого идеализма искренне пытался понять все «тонкости» сталинской интерпретации социализма и даже ездил с докладами в Европу, доказывая коллегам правильность этого пути. Он признал необходимость создания особой «пролетарской архитектуры» и в СССР занимался поиском ее языка с той честностью, которая не могла не завести его в тупик. «Близкий нам, но очень наивный», — так характеризовал личность Майера предводитель «пролетарских архитекторов» Каро Алабян. Несмотря на то что Майер вошел в состав созданной Академии архитектуры, его постепенно отстраняют от всех практических дел. Наконец, полный разочарования, в 1936 году он покидает страну навсегда. 

В письме Николаю Колли, возмущаясь нападками на него и других иностранных архитекторов на Съезде архитекторов в Москве, бывший директор Баухауcа объясняет, что ему не только не давали работать, что вело к профессиональной деградации, и не давали квартиры, но и создали такие условия, что он не мог ни перевезти к себе собственных детей из-за границы, ни содержать их там. «Теперь я, к счастью, знаю, что строительство социализма — это жестокая борьба всех против всех…» — так он закончил письмо. 

Тем не менее репутация сталиниста существенно осложнила ему дальнейшую карьеру, так что, несмотря на весь талант, трудолюбие и профессионализм, после отъезда из СССР Майеру суждено было реализовать всего-навсего один-единственный проект — детский сад. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+