Баухаус: стройка светлого будущего, ставшая настоящим

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Знаменитая школа дизайна ХХ века скоро отметит свой столетний юбилей

Марианна Брандт. Автопортрет-отражение. В мастерской Баухауса. 1928–1929 / © Bauhaus-Archiv Berlin / A.D.A.G.P. 2016
Марианна Брандт. Автопортрет-отражение. В мастерской Баухауса. 1928–1929 / © Bauhaus-Archiv Berlin / A.D.A.G.P. 2016

Меньше чем через три года Баухаус отметит 100-летие, но парижский Музей декоративного искусства дальновидно решил не дожидаться круглой даты, чтобы не затеряться в череде юбилейных выставок, и чествует самую влиятельную арт-школу XX века уже сейчас. «Дух Баухауса» кураторы выразили почти тысячей экспонатов: макеты, рисунки и живопись, бытовые предметы и мебель выступают живыми свидетелями творческой неуемности как преподавателей, так и учеников.
Высшую школу строительства и конструирования Bauhaus (дословно с нем. — «строить дом») основали в 1919 году в немецком Веймаре, на пепелище Первой мировой войны, после которой Германия, некогда сильнейшая европейская экономика, лежала в руинах. Теперь было очевидно, что если строить, то только утопию, мечту о будущем. Ее единица — идеальное здание, где слились бы архитектура, скульптура и живопись. Этот вектор провозгласил первый директор школы немецкий архитектор Вальтер Гропиус. А его идейными вдохновителями были художник и социалист Уильям Моррис, архитекторы Петер Беренс и Анри ван де Вельде, основатели венского Сецессиона Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и многие другие. Новая архитектура, а вслед за ней мебель и бытовые предметы отказывались от классических изысков и ориентировались на массового потребителя, так как целью стало строительство счастливого будущего для всего человечества. Нагие конструкции, лаконичные линии и формы во многом перекочевали из искусства Японии и Китая, которое было отлично известно в Германии. Из этих влияний, например, сложились гордые кофейники Теодора Боглера и лампы и чайники Марианны Брандт. Под влиянием даосизма, как утверждают кураторы выставки, Иоханнес Иттен вывел свои аксиомы форкурса, а Василий Кандинский проникся контрастами и ритмами. Кандинский преподавал живопись, Пауль Клее — витражное искусство, но их идеи совсем не разделял следующий директор Баухауса швейцарский архитектор и коммунист Ханнес Мейер. Впрочем, это было в порядке вещей. Согласия ни среди «одноклассников», ни среди «учителей» не было, спорили обо всем: нужны ли машины или можно обойтись ручным трудом, как завещал Гропиус? пролетариат они или все-таки элита? Зато так вернее разрушались академические традиции. Раздел выставки, посвященный процессу и результатам четырехлетнего обучения в Баухаусе, буквально напичкан часами, коврами, скульптурой, посудой, керамическими безделушками, рекламными афишами, фотографиями, театральными зарисовками и прочими дизайнерскими штуковинами, которые выходили из учебных мастерских с 1919 по 1933 год. Важной вехой в краткой истории Баухауса стала первая большая выставка 1923 года. Она имела колоссальный успех, повлияв в том числе на развитие производства. Гропиус был вынужден даже сменить девиз школы на «Искусство и технологии: новое единство». Но постепенно «храм социализма», как когда-то окрестил Баухаус Оскар Шлеммер, начал трещать по швам. Сменил месторасположение (из Веймара переехав в Дессау, оттуда в Берлин), двух директоров (после Гропиуса и Мейера пришел Людвиг Мис ван дер Роэ). А в 1933 году с приходом к власти нацистов Баухаус закрыли.

В завершение выставки кураторы дают слово современному французскому художнику Матье Мерсье, лауреату Премии Дюшана и большому поклоннику Баухауса, и тот на современных примерах (помимо него в проекте участвуют почти полсотни художников, родившихся после 1960 года), как на пальцах, демонстрирует, что же великая школа XX века дала искусству века XXI.

Музей декоративного искусства
Дух Баухауса

До 26 февраля 2017

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+