18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Баухаус: стройка светлого будущего, ставшая настоящим

№48
Материал из газеты

Знаменитая школа дизайна ХХ века скоро отметит свой столетний юбилей

Меньше чем через три года Баухаус отметит 100-летие, но парижский Музей декоративного искусства дальновидно решил не дожидаться круглой даты, чтобы не затеряться в череде юбилейных выставок, и чествует самую влиятельную арт-школу XX века уже сейчас. «Дух Баухауса» кураторы выразили почти тысячей экспонатов: макеты, рисунки и живопись, бытовые предметы и мебель выступают живыми свидетелями творческой неуемности как преподавателей, так и учеников.
Высшую школу строительства и конструирования Bauhaus (дословно с нем. — «строить дом») основали в 1919 году в немецком Веймаре, на пепелище Первой мировой войны, после которой Германия, некогда сильнейшая европейская экономика, лежала в руинах. Теперь было очевидно, что если строить, то только утопию, мечту о будущем. Ее единица — идеальное здание, где слились бы архитектура, скульптура и живопись. Этот вектор провозгласил первый директор школы немецкий архитектор Вальтер Гропиус. А его идейными вдохновителями были художник и социалист Уильям Моррис, архитекторы Петер Беренс и Анри ван де Вельде, основатели венского Сецессиона Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и многие другие. Новая архитектура, а вслед за ней мебель и бытовые предметы отказывались от классических изысков и ориентировались на массового потребителя, так как целью стало строительство счастливого будущего для всего человечества. Нагие конструкции, лаконичные линии и формы во многом перекочевали из искусства Японии и Китая, которое было отлично известно в Германии. Из этих влияний, например, сложились гордые кофейники Теодора Боглера и лампы и чайники Марианны Брандт. Под влиянием даосизма, как утверждают кураторы выставки, Иоханнес Иттен вывел свои аксиомы форкурса, а Василий Кандинский проникся контрастами и ритмами. Кандинский преподавал живопись, Пауль Клее — витражное искусство, но их идеи совсем не разделял следующий директор Баухауса швейцарский архитектор и коммунист Ханнес Мейер. Впрочем, это было в порядке вещей. Согласия ни среди «одноклассников», ни среди «учителей» не было, спорили обо всем: нужны ли машины или можно обойтись ручным трудом, как завещал Гропиус? пролетариат они или все-таки элита? Зато так вернее разрушались академические традиции. Раздел выставки, посвященный процессу и результатам четырехлетнего обучения в Баухаусе, буквально напичкан часами, коврами, скульптурой, посудой, керамическими безделушками, рекламными афишами, фотографиями, театральными зарисовками и прочими дизайнерскими штуковинами, которые выходили из учебных мастерских с 1919 по 1933 год. Важной вехой в краткой истории Баухауса стала первая большая выставка 1923 года. Она имела колоссальный успех, повлияв в том числе на развитие производства. Гропиус был вынужден даже сменить девиз школы на «Искусство и технологии: новое единство». Но постепенно «храм социализма», как когда-то окрестил Баухаус Оскар Шлеммер, начал трещать по швам. Сменил месторасположение (из Веймара переехав в Дессау, оттуда в Берлин), двух директоров (после Гропиуса и Мейера пришел Людвиг Мис ван дер Роэ). А в 1933 году с приходом к власти нацистов Баухаус закрыли.

В завершение выставки кураторы дают слово современному французскому художнику Матье Мерсье, лауреату Премии Дюшана и большому поклоннику Баухауса, и тот на современных примерах (помимо него в проекте участвуют почти полсотни художников, родившихся после 1960 года), как на пальцах, демонстрирует, что же великая школа XX века дала искусству века XXI.

Музей декоративного искусства
Дух Баухауса

До 26 февраля 2017

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+