Баухаус: стройка светлого будущего, ставшая настоящим

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Знаменитая школа дизайна ХХ века скоро отметит свой столетний юбилей

Марианна Брандт. Автопортрет-отражение. В мастерской Баухауса. 1928–1929 / © Bauhaus-Archiv Berlin / A.D.A.G.P. 2016
Марианна Брандт. Автопортрет-отражение. В мастерской Баухауса. 1928–1929 / © Bauhaus-Archiv Berlin / A.D.A.G.P. 2016

Меньше чем через три года Баухаус отметит 100-летие, но парижский Музей декоративного искусства дальновидно решил не дожидаться круглой даты, чтобы не затеряться в череде юбилейных выставок, и чествует самую влиятельную арт-школу XX века уже сейчас. «Дух Баухауса» кураторы выразили почти тысячей экспонатов: макеты, рисунки и живопись, бытовые предметы и мебель выступают живыми свидетелями творческой неуемности как преподавателей, так и учеников.
Высшую школу строительства и конструирования Bauhaus (дословно с нем. — «строить дом») основали в 1919 году в немецком Веймаре, на пепелище Первой мировой войны, после которой Германия, некогда сильнейшая европейская экономика, лежала в руинах. Теперь было очевидно, что если строить, то только утопию, мечту о будущем. Ее единица — идеальное здание, где слились бы архитектура, скульптура и живопись. Этот вектор провозгласил первый директор школы немецкий архитектор Вальтер Гропиус. А его идейными вдохновителями были художник и социалист Уильям Моррис, архитекторы Петер Беренс и Анри ван де Вельде, основатели венского Сецессиона Коломан Мозер, Йозеф Хоффман и многие другие. Новая архитектура, а вслед за ней мебель и бытовые предметы отказывались от классических изысков и ориентировались на массового потребителя, так как целью стало строительство счастливого будущего для всего человечества. Нагие конструкции, лаконичные линии и формы во многом перекочевали из искусства Японии и Китая, которое было отлично известно в Германии. Из этих влияний, например, сложились гордые кофейники Теодора Боглера и лампы и чайники Марианны Брандт. Под влиянием даосизма, как утверждают кураторы выставки, Иоханнес Иттен вывел свои аксиомы форкурса, а Василий Кандинский проникся контрастами и ритмами. Кандинский преподавал живопись, Пауль Клее — витражное искусство, но их идеи совсем не разделял следующий директор Баухауса швейцарский архитектор и коммунист Ханнес Мейер. Впрочем, это было в порядке вещей. Согласия ни среди «одноклассников», ни среди «учителей» не было, спорили обо всем: нужны ли машины или можно обойтись ручным трудом, как завещал Гропиус? пролетариат они или все-таки элита? Зато так вернее разрушались академические традиции. Раздел выставки, посвященный процессу и результатам четырехлетнего обучения в Баухаусе, буквально напичкан часами, коврами, скульптурой, посудой, керамическими безделушками, рекламными афишами, фотографиями, театральными зарисовками и прочими дизайнерскими штуковинами, которые выходили из учебных мастерских с 1919 по 1933 год. Важной вехой в краткой истории Баухауса стала первая большая выставка 1923 года. Она имела колоссальный успех, повлияв в том числе на развитие производства. Гропиус был вынужден даже сменить девиз школы на «Искусство и технологии: новое единство». Но постепенно «храм социализма», как когда-то окрестил Баухаус Оскар Шлеммер, начал трещать по швам. Сменил месторасположение (из Веймара переехав в Дессау, оттуда в Берлин), двух директоров (после Гропиуса и Мейера пришел Людвиг Мис ван дер Роэ). А в 1933 году с приходом к власти нацистов Баухаус закрыли.

В завершение выставки кураторы дают слово современному французскому художнику Матье Мерсье, лауреату Премии Дюшана и большому поклоннику Баухауса, и тот на современных примерах (помимо него в проекте участвуют почти полсотни художников, родившихся после 1960 года), как на пальцах, демонстрирует, что же великая школа XX века дала искусству века XXI.

Музей декоративного искусства
Дух Баухауса

До 26 февраля 2017

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+