18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дубы-колдуны помнят обо всем

№70
Материал из газеты

Инновационный метод датировки показал, что уникальный дом XV века в Уэльсе старше, чем считалось. После спасения от разрухи он еще послужит людям

Лето 2018 года в Британии выдалось на редкость жаркое и засушливое. Дубы, по-прежнему растущие на склонах уэльских холмов, сохранят память о нем в толще своей древесины — как и память о том дождливом лете, когда поток воды хлынул через заднюю дверь одного из самых старых жилых домов Великобритании, пронесся по плиточному полу и вырвался через переднюю дверь.

Между тем ученые в минувшем году впервые использовали инновационный метод датировки, основанный на анализе стабильных изотопов кислорода и углерода в древесине, попавших вместе с дождем в еще живое дерево, для определения возраста старинного здания. Исследование показало, что Льюин-Келин, удивительный и загадочный дом на холмах Блэк-Маунтинс в Уэльсе, был построен приблизительно в 1421 году, то есть более чем на полвека раньше, чем считалось прежде. Недавно дом, пребывавший в критическом состоянии, отреставрировала благотворительная организация Landmark Trust. Стоимость реставрации составила £4,2 млн. 

Новый метод позволяет установить возраст здания, когда данных письменных источников нет или они неполны, а дендрохронология — классический метод определения возраста дерева по годичным кольцам — не дает результатов из-за отсутствия подходящих образцов, как это было в случае Льюин-Келин. По предложению Дэна Майлса из дендрохронологической лаборатории Оксфордского университета образец отправили на анализ специалистам UK Oak Project, совместного исследовательского проекта географического факультета Университета Суонси и лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета. Сопоставление результатов, полученных новым методом, с данными традиционной дендрохронологии дает возможность создать не простую систему датировки, а целую хронологию климатических изменений. Исследование показало, что дубы срубили зимой 1418–1419 и 1420–1421 годов, а значит, тогда же и был построен дом, поскольку по технологии того времени при строительстве использовалась непросушенная древесина.

Льюин-Келин включили в список охраняемых памятников высшей категории в 1950-е, после того как дом увидел один из инспекторов Министерства строительства, осознавший, какое сокровище стоит среди сельских построек возрастом не более 300 лет. Несмотря на запущенное состояние, по одному взгляду на него было ясно, что это не обычный сельский дом, а выдающийся памятник архитектуры с замечательной деревянной обшивкой и изысканной резьбой на дверных рамах. Историки полагают, что дом относился к некогда богатому и влиятельному монастырю Ллантони, хотя письменных подтверждений тому найти пока не удалось.

Последний раз здание серьезно перестраивали в 1700-х годах. В XIX столетии, в викторианскую эпоху, здесь появились обои с цветочным рисунком, а в ХХ веке в дом, по-прежнему жилой, провели электричество — но только в один угол. В 1990-е пришлось установить поддерживающую конструкцию, хотя и она уже находилась под угрозой обрушения к тому моменту, когда здание увидела директор Landmark Trust Анна Кий. По ее словам, это было «потрясающее, но очень пугающее» зрелище.

Последние обитатели дома, братья-фермеры Тревор и Линдон Пауэллы, родившиеся и выросшие здесь, покинули его в 2014 году, переехав в абсолютно новое здание и впервые в жизни оценив прелести центрального отопления.

Теперь дом, как и все остальные проекты Land­mark Trust, будет сам обеспечивать свое будущее за счет доходов от краткосрочной аренды. Реставрационные работы, включавшие также обустройство в служебных постройках экспозиции, посвященной местной истории, и хостела для туристов, стали 200-м, самым сложным и дорогостоящим, проектом Landmark Trust. Сотрудники организации продолжают архивные исследования в надежде обнаружить какой-нибудь документ, содержащий информацию о том, кто и с какой целью построил этот дом. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+