Дубы-колдуны помнят обо всем

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Инновационный метод датировки показал, что уникальный дом XV века в Уэльсе старше, чем считалось. После спасения от разрухи он еще послужит людям

Старинный дом Льюин­келин, хотя и был обитаем до самого недавнего времени, находился в ужасающем состоянии. Фото: John Miller/The Landmark Trust
Старинный дом Льюин­келин, хотя и был обитаем до самого недавнего времени, находился в ужасающем состоянии.
Фото: John Miller/The Landmark Trust

Лето 2018 года в Британии выдалось на редкость жаркое и засушливое. Дубы, по-прежнему растущие на склонах уэльских холмов, сохранят память о нем в толще своей древесины — как и память о том дождливом лете, когда поток воды хлынул через заднюю дверь одного из самых старых жилых домов Великобритании, пронесся по плиточному полу и вырвался через переднюю дверь.

Между тем ученые в минувшем году впервые использовали инновационный метод датировки, основанный на анализе стабильных изотопов кислорода и углерода в древесине, попавших вместе с дождем в еще живое дерево, для определения возраста старинного здания. Исследование показало, что Льюин-Келин, удивительный и загадочный дом на холмах Блэк-Маунтинс в Уэльсе, был построен приблизительно в 1421 году, то есть более чем на полвека раньше, чем считалось прежде. Недавно дом, пребывавший в критическом состоянии, отреставрировала благотворительная организация Landmark Trust. Стоимость реставрации составила £4,2 млн. 

Дом Льюин­келин до реставрации. Фото: Paul Highnam
Дом Льюин­келин до реставрации.
Фото: Paul Highnam

Новый метод позволяет установить возраст здания, когда данных письменных источников нет или они неполны, а дендрохронология — классический метод определения возраста дерева по годичным кольцам — не дает результатов из-за отсутствия подходящих образцов, как это было в случае Льюин-Келин. По предложению Дэна Майлса из дендрохронологической лаборатории Оксфордского университета образец отправили на анализ специалистам UK Oak Project, совместного исследовательского проекта географического факультета Университета Суонси и лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета. Сопоставление результатов, полученных новым методом, с данными традиционной дендрохронологии дает возможность создать не простую систему датировки, а целую хронологию климатических изменений. Исследование показало, что дубы срубили зимой 1418–1419 и 1420–1421 годов, а значит, тогда же и был построен дом, поскольку по технологии того времени при строительстве использовалась непросушенная древесина.

Льюин-Келин включили в список охраняемых памятников высшей категории в 1950-е, после того как дом увидел один из инспекторов Министерства строительства, осознавший, какое сокровище стоит среди сельских построек возрастом не более 300 лет. Несмотря на запущенное состояние, по одному взгляду на него было ясно, что это не обычный сельский дом, а выдающийся памятник архитектуры с замечательной деревянной обшивкой и изысканной резьбой на дверных рамах. Историки полагают, что дом относился к некогда богатому и влиятельному монастырю Ллантони, хотя письменных подтверждений тому найти пока не удалось.

Реставрационный проект организации Landmark Trust подарил ему новую жизнь. Фото: John Miller / The Landmark Trust
Реставрационный проект организации Landmark Trust подарил ему новую жизнь.
Фото: John Miller / The Landmark Trust

Последний раз здание серьезно перестраивали в 1700-х годах. В XIX столетии, в викторианскую эпоху, здесь появились обои с цветочным рисунком, а в ХХ веке в дом, по-прежнему жилой, провели электричество — но только в один угол. В 1990-е пришлось установить поддерживающую конструкцию, хотя и она уже находилась под угрозой обрушения к тому моменту, когда здание увидела директор Landmark Trust Анна Кий. По ее словам, это было «потрясающее, но очень пугающее» зрелище.

Последние обитатели дома, братья-фермеры Тревор и Линдон Пауэллы, родившиеся и выросшие здесь, покинули его в 2014 году, переехав в абсолютно новое здание и впервые в жизни оценив прелести центрального отопления.

Теперь дом, как и все остальные проекты Land­mark Trust, будет сам обеспечивать свое будущее за счет доходов от краткосрочной аренды. Реставрационные работы, включавшие также обустройство в служебных постройках экспозиции, посвященной местной истории, и хостела для туристов, стали 200-м, самым сложным и дорогостоящим, проектом Landmark Trust. Сотрудники организации продолжают архивные исследования в надежде обнаружить какой-нибудь документ, содержащий информацию о том, кто и с какой целью построил этот дом. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+