Венеция из Собрания Уоллеса хорошеет на глазах

Лондонский музей планирует расчистить и изучить все 28 ведут из своей коллекции к 2020 году

Джованни Антонио Каналетто. «Венеция: бухта Сан-Марко с Сан-Джорджо Маджоре». 1735–1744. Фото: The Wallace Collectio
Джованни Антонио Каналетто. «Венеция: бухта Сан-Марко с Сан-Джорджо Маджоре». 1735–1744.
Фото: The Wallace Collectio

Зал с ведутами в лондонском Собрании Уоллеса — настоящее окно в Венецию времен аристократических гранд-туров. Щедро увешанная видами города на воде, созданными Франческо Гварди, Каналетто и его последователями, эта галерея, по словам куратора музея Лелии Пакер, «отражает франко-британский вкус наших основателей», то есть семьи Хертфорд.

Однако со временем сия­ющая синева неба и лагуны на полотнах потускнела под пленкой грязного лака. «Иногда это всего один слой, а иногда несколько», — уточняет Пакер, добавляя, что раньше лак было принято наносить, чтобы «придать насыщенность цветам». В рамках многоступенчатого проекта реставрации, получившего название «Виды Венеции», к 2020 году планируют расчистить и изучить все 28 ведут из Собрания Уоллеса.

У музея нет собственной реставрационной мастерской, поэтому произведения группами отправляют в Институт Гамильтона Керра, входящий в состав Музея Фицуильяма при Кембриджском университете. Большинство картин не чистили с XVIII–XIX веков. По словам Пакер, кембриджские специалисты сперва изучают полотна при помощи рентгенографии и инфракрасной рефлексографии, чтобы получить более «ясную картину того, как они были написаны». Не исключено, что благодаря этому исследованию удастся установить авторство некоторых анонимных работ.

Пока сотрудники института успели расчистить два полотна Каналетто с видами площади Сан-Марко, семь сцен, написанных последователями этого пейзажиста, и три каприччо кисти Гварди, где в фантастических пейзажах угадывается все та же Венеция.

Сейчас музей собирает средства на следующую фазу проекта, общая стоимость которого составляет £250 тыс. Он запустил краудфандинговую кампанию, первостепенная задача которой — собрать £17,5 тыс.  на реставрацию двух видов на Дворец дожей (около 1740–1745) кисти Каналетто. 

По словам Лелии Пакер, цель этой инициативы — представить горячо любимую публикой часть музейной коллекции в самом лучшем виде. «Это прекрасные картины. Думаю, после расчистки нашим посетителям будет еще приятнее любоваться ими». 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+