Венеция из Собрания Уоллеса хорошеет на глазах

Лондонский музей планирует расчистить и изучить все 28 ведут из своей коллекции к 2020 году

Джованни Антонио Каналетто. «Венеция: бухта Сан-Марко с Сан-Джорджо Маджоре». 1735–1744. Фото: The Wallace Collectio
Джованни Антонио Каналетто. «Венеция: бухта Сан-Марко с Сан-Джорджо Маджоре». 1735–1744.
Фото: The Wallace Collectio

Зал с ведутами в лондонском Собрании Уоллеса — настоящее окно в Венецию времен аристократических гранд-туров. Щедро увешанная видами города на воде, созданными Франческо Гварди, Каналетто и его последователями, эта галерея, по словам куратора музея Лелии Пакер, «отражает франко-британский вкус наших основателей», то есть семьи Хертфорд.

Однако со временем сия­ющая синева неба и лагуны на полотнах потускнела под пленкой грязного лака. «Иногда это всего один слой, а иногда несколько», — уточняет Пакер, добавляя, что раньше лак было принято наносить, чтобы «придать насыщенность цветам». В рамках многоступенчатого проекта реставрации, получившего название «Виды Венеции», к 2020 году планируют расчистить и изучить все 28 ведут из Собрания Уоллеса.

У музея нет собственной реставрационной мастерской, поэтому произведения группами отправляют в Институт Гамильтона Керра, входящий в состав Музея Фицуильяма при Кембриджском университете. Большинство картин не чистили с XVIII–XIX веков. По словам Пакер, кембриджские специалисты сперва изучают полотна при помощи рентгенографии и инфракрасной рефлексографии, чтобы получить более «ясную картину того, как они были написаны». Не исключено, что благодаря этому исследованию удастся установить авторство некоторых анонимных работ.

Пока сотрудники института успели расчистить два полотна Каналетто с видами площади Сан-Марко, семь сцен, написанных последователями этого пейзажиста, и три каприччо кисти Гварди, где в фантастических пейзажах угадывается все та же Венеция.

Сейчас музей собирает средства на следующую фазу проекта, общая стоимость которого составляет £250 тыс. Он запустил краудфандинговую кампанию, первостепенная задача которой — собрать £17,5 тыс.  на реставрацию двух видов на Дворец дожей (около 1740–1745) кисти Каналетто. 

По словам Лелии Пакер, цель этой инициативы — представить горячо любимую публикой часть музейной коллекции в самом лучшем виде. «Это прекрасные картины. Думаю, после расчистки нашим посетителям будет еще приятнее любоваться ими». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+