18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Наше абстрактное искусство: теперь конкретно

№70
Материал из газеты

Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей

Музей русского абстрактного искусства откроет двери для публики в начале 2019 года. Это частный проект главы IT-компании Cognitive Technologies Ольги Усковой, которая в 2013 году основала Фонд русского абстрактного искусства для изучения и популяризации наследия Элия Белютина и его учеников, членов студии «Новая реальность», существовавшей в 1958–1991 годах в подмосковном Абрамцеве.

Основой нового музея станет коллекция искусствоведа Самвела Оганесяна, которую Ускова в том же 2013 году приобрела за $10 млн. Сейчас собрание включает свыше тысячи картин художников-белютинцев — Виктора Гершмана, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Валентина Окорокова, Веры Преображенской — и самого Белютина. «Экспозиция будет состоять не только из работ белютинцев. Например, сейчас к нам присоединился фонд Владимира Курдюкова. Плюс мы смотрим еще двух художников, которые нам очень нравятся. Возможно, они тоже попадут в музей», — рассказала Ускова нашей газете.
Открытие музея — новая веха в жизни памятника конструктивизма, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова. В начале 2000-х здание было реконструировано, несмотря на охранный статус. В результате строительных работ оказались утраченными некоторые оригинальные конструкции, в частности деревянные рамы, потолки, отдельные элементы интерьера. Теперь постройке обещают вернуть первоначальный облик.

«Я купила это здание шесть лет назад после долгих поисков, — вспоминает Ускова. — Оказавшись там впервые, влюбилась с первого взгляда — настолько это уникальное пространство. Решающим фактором стало то, что несущие конструкции были в хорошем состоянии, и это внушало надежды на быстрый ремонт и скорый переезд. На деле все, как всегда, оказалось сложнее: и в техническом, и в финансовом, и в организационном плане».

Проект реставрации здания разработали Андрей Емельянов и Владимир Покачалов, которые, по словам Усковой, «реализовали все ноу-хау Мельникова», придуманные им специально для этого клуба. «Здание задумывалось как „дворец креатива“ (так оно называется в дневниках архитектора), и оно само стало гениальным произведением инженерного искусства. Мельников предусмотрел здесь массу передовых для своего времени решений: воздуховоды, раздвигающиеся стены, эксплуатируемая кровля и много чего еще, — продолжает Ускова. — Все это мы восстановили. Единственное, от чего пришлось отказаться, — бассейн, который должен был размещаться под раздвижным полом. Но, поскольку тот наглухо забетонирован, бассейн там уже невозможен. Реставрация потребовала массу времени и денег. Мы превысили заложенный бюджет в два раза, из-за чего намеченный срок открытия музея пришлось сдвинуть на полтора года».

Выставочные залы и творческая лаборатория разместятся в четырех­этажной башне — архитектурном символе здания. Раньше здесь располагались буфет, парикмахерская, читальня и библиотека. Пятилепестковая форма башни, которая прежде затрудняла использование внутреннего пространства, будет обыграна для устройства перформансов и временных выставок. Учредители музея отказались от традиционного подхода к созданию такого рода площадок — сейчас кураторы работают над «экспериментальным форматом». «Поскольку музеев в России и в мире огромное количество, мы решили не идти по проторенному пути. Да и само слово „музей“ тут вряд ли подходит — речь, скорее, идет о многофункциональном пространстве. Мы хотим показывать соединение живописи с наукой, театром, технологиями, психологией. Наши программисты вместе с художниками создают сейчас нейронные сети для связи искусственного интеллекта с инструментами человеческого языка. Дальше эти сети будут наложены на картины — всего около 15 работ — и показаны в нашем музее. Для официального открытия мы готовим проект, который объединит искусственный интеллект, живопись и человека», — рассказывает Ускова. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+