18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фантазии Лекё наконец нашли своих ценителей

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Первая выставка, целиком посвященная Жан-Жаку Лекё и его фантазийной архитектуре на бумаге, проходит в парижском Пти-пале

Жан-Жак Лекё. «Он свободен». 1798. Фото: Bibliothèque nationale de France
Жан-Жак Лекё. «Он свободен». 1798.
Фото: Bibliothèque nationale de France

О Жан-Жаке Лекё (1757–1826) известно немного. Родился в Руане, в семье столяра. Работал с местным архитектором, учился рисованию и весьма в этом преуспел. Побывал в Риме, а получив две премии и затем стипендию местной Академии художеств, в 1778 году уехал завоевывать Париж, где представлялся всем как «архитектор Академии наук, литературы и искусств Руана». Но в столице амбициозный провинциал как практикующий архитектор так и не реализовался. А то немногое, что ему удалось построить в окрестностях родного Руана, не сохранилось. 

На жизнь Лекё пришлось зарабатывать то служащим в кадастровой палате, то чиновником по строительству, то геодезистом и картографом. А все свободное время он без устали рисовал, создавая на бумаге вошедшую тогда в моду фантазийную архитектуру. Вероятно, делал он это, рассчитывая уж здесь точно добиться успеха вслед за мэтрами Клодом Никола Леду и Этьеном Луи Булле, главными законодателями моды в этом жанре, который еще называли «говорящей архитектурой», поскольку внешний вид проекта должен был соответствовать его предназначению. 

Жан-Жак Лекё. «Храм, посвященный равенству». Фото: Bibliothèque nationale de France
Жан-Жак Лекё. «Храм, посвященный равенству».
Фото: Bibliothèque nationale de France

Но и здесь Лекё постигла неудача. Даже для ценителей жанра его архитектурные фантазии, как памятник Приапу, напоминающий фаллос, ферма в виде гигантской коровы, смешение разных стилей и несоблюдение пропорций, казались экстравагантными и безвкусными. 

Умер Лекё в бедности и безвестности, завещав перед кончиной все свои работы парижской Национальной библиотеке. Вспомнили о нем лишь в первой половине ХХ века модернисты. Особенно он пришелся по душе сюрреалистам и Марселю Дюшану, который был большим поклонником Лекё. Нынешняя выставка — первая, целиком посвященная Жан-Жаку Лекё. Собравшая несколько сотен рисунков и гравюр архитектора-визионера, она ставит своей целью окончательно его реабилитировать, пусть и спустя почти два века после смерти, поставив в один ряд с Леду и Булле. 

Пти-пале
Жан-Жак Лекё
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+