18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»

Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола

Форум коллекционеров и салон «Старая бумага» (пройдут с 5 по 10 марта) будут последними событиями, связанными с рынком искусства, в Центральном доме художника. Здание, где располагались десятки антикварных галерей и проходили основные ярмарки искусства в Москве, с 1 апреля переходит Государственной Третьяковской галерее. Однако директор ЦДХ и глава компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков нашел целых два выхода из положения.

Здание Центрального дома художника принадлежало Международной конфедерации союзов художников, которая устраивала в нем выставки своих членов и сдавала в аренду галереям и ярмаркам. МКСХ ликвидирована. Что это означает?

Когда два года назад появились претензии к Международной конфедерации, собственностью которой ЦДХ был, я сразу стал думать, что со всем этим делать. В первую очередь меня заботили свои проекты: антикварные салоны, ярмарка non/fiction, «Арх Москва». Но не забывал и про остальных: галереи (а их 25), магазинчики, киоски, багетные мастерские — всего 65 субарендаторов. Пришел в Департамент культуры города Москвы с комплексным предложением: пустите меня в Манеж с выставкой «Арх Москва» и международным салоном искусства RAAF, а я вам приведу арендаторов, работающих в области культуры, на 3,5 тыс. м. Гостиный Двор сразу представлялся мне местом, где все это можно разместить. А летом получил распоряжение мэра о том, что «художественные галереи из ЦДХ будут размещены в Гостином Дворе». Создание там галерейного центра — первый шаг по преобразованию Гостиного Двора в культурный кластер. В департаменте хотят, чтобы он стал одним из самых больших в Европе.

Расскажите, как вы это видите.

Это роскошное место. Архитектура Кваренги, масштаб. Выставочная площадь атриума — 12 тыс. кв. м. Сейчас у нас есть проект компактного размещения галерей, блоками, на третьем уровне, но над ним еще надо работать. Поэтому пока взяли то, что дают: на втором уровне, над атриумом, куда вход прямо с Ильинки. Получилось рассадить всех более-менее кучно. Тут будет Галерея Елены Зениной, галерея «Гала», салон «Ваш антиквар» Михаила Цапкина, галерея «Русский авангард 1910–1930 годов» Анатолия Боровкова, галерея «Кардашиди-Арт», «Арт-Союз» Инны Хегай. Здесь же мой офис с роскошным видом на Зарядье. Главным арендатором будет Фонд поддержки художественных проектов, он выполняет еще и функцию оператора. Этажом выше будет располагаться Архитектурный клуб, рядом — несколько дизайн-студий. Продумываем с Борисом Куприяновым (издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер». — TANR), как сделать блок из книжных магазинчиков. Дмитрий Ицкович (президент группы компаний ОГИ. — TANR) собирается сделать на цокольном этаже рюмочную или антикафе. На уровне атриума Владимир Овчаренко хочет открыть галерею современного искусства аж на 600 кв. м.

Когда же все это откроется?

Первой, в 20-х числах марта, откроется галерея «Кардашиди-Арт», в середине апреля — еще шесть галерей, Архитектурный клуб, книжный магазин «Культтовары», Агентство по культурному туризму. Если к концу года дела пойдут хорошо, то можно в помещения на третьем уровне, где когда-то были классы музыкальной школы имени Гнесиных, еще 18 галерей пригласить.

Кроме того, я очень хочу устроить выставочное пространство на уровне атриума, там есть примерно 450 кв. м для выставок. Назовем его «Выставочный зал Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров». Будем проводить там аукционы, коллекционные и галерейные выставки. Но вообще я не уверен, что в нынешних условиях можно создать культурный кластер на коммерческой основе, без поддержки города. Место, конечно, роскошное, но и обходится оно дорого.

Как будет использована центральная часть Гостиного Двора?

У Гостиного Двора уже есть своя, устоявшаяся программа. Это ярмарка Cosmoscow, две сезонные выставки недвижимости (они прежде тоже проходили в ЦДХ, это хорошо и для архитектурного, и для антикварного пула), две московские недели моды... В конце ноября тут будет большой Антикварный салон, сразу после него — ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.

Но если говорить только о Гостином Дворе, многое из того, что было в ЦДХ, остается за кадром. Прежде всего художники, для которых принципиально важно хоть иногда видеть себя на стене. Второе — на улице остается много небольших арендаторов, магазин «Красный карандаш», багетные мастерские. И третье — целый список проектов, которые проходили в ЦДХ. Культурных или околокультурных. Таких проектов пара десятков. Еще есть коллектив ЦДХ — сработавшиеся профессионалы.

И что же делать?

В омут головой. Ради этого всего я иду на риск, и мы берем еще одну площадку. Это «Форум-холл» у «Павелецкой», на улице Летниковская (был такой рабочий-революционер Иван Летников). Это Кожевенная слобода, и здание, к которому сейчас пристроен огромный современный козырек, — бывший дубильный цех кожевенной мануфактуры. Там внутри невероятный интерьер в стиле ар-деко из железобетона — 1926 год! То есть мы получаем огромное выставочное пространство в два этажа; еще есть один большой зал, где мы собираемся проводить аукционы, и галереи вокруг. Уже почти на все помещения есть договоренности. Готова целая программа (тут мы не будем привередничать, надо выживать): и ярмарки ковров, и медицинские конгрессы, наша выставка «Дизайн и реклама», выставка ретроавтомобилей, салон шоколада. Еще надеемся на привозные развлекательные шоу. Блошиные рынки, народные промыслы. Та же «Первозданная Россия» и форум коллекционеров. Первое мероприятие — уже с 26 апреля. Выставка Энди Уорхола на 3 тыс. кв. м, принты и мультимедиа, с западными партнерами. А место хотим назвать «Новый ЦДХ».

UPD: Пятого марта Василий Бычков сообщил нашей газете, что договор с «Форум-холлом» заключить не удалось. Сейчас идут поиски альтернативной площадки — следите за нашими публикациями.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+