18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы пакуют чемоданы

№69
Материал из газеты

В наступающем году галерейная карта Москвы изменится до неузнаваемости. Галереи ищут новые площадки и стараются держаться вместе во что бы то ни стало

В 2019 году завсегдатаям вернисажей придется менять привычные маршруты. Новые адреса ищут и антиквары, и галереи современного искусства. Первые снимаются с места вынужденно, гонимые грядущей реконструкцией Центрального дома художника, вторые меняют дислокацию в поисках новых форматов и новых клиентов. Галереи-обитательницы ЦДХ (включая таких известных игроков антикварного рынка, как «Элизиум» и «Кабинетъ») должны освободить помещения до 31 марта 2019 года. Затем, после реконструкции, которую проведет бюро Рема Колхаса OMA, здание полностью зай­мет Государственная Третьяковская галерея. Взамен мэрия Москвы предложила антикварам помещения в Гостином Дворе. Но галеристы от этой идеи не в восторге, многих беспокоит отсутствие у здания собственной парковки. Есть и другие сложности. «Гостиный Двор мне не нравится. Смущают низкие потолки и близость к администрации нашего мэра. Я человек независимый, не люблю близости с чиновничьим миром, — прямо заявляет галерист Анатолий Боровков (галерея «Русский авангард 1910–1930 годов»). — Там постоянно проходят мероприятия мэрии и администрации президента, в это время галереи будут закрыты». 

Альтернативу предлагает директор ЦДХ и компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Он планирует превратить в галерейный центр здание бывшего зала торжеств «Форум-холл» близ Павелецкого вокзала, первоначально один из цехов кожевенной фабрики, переделанной ныне в бизнес-центр. На момент сдачи номера в печать переговоры об аренде с собственниками здания вступили в финальную стадию. «Формат ЦДХ, где художественные галереи, багетные мастерские и другие сервисные организации, магазинчики дают солидную часть бюджета, а мы им обеспечиваем выставками целевой трафик, довольно редкий, — говорит Бычков. — Это единственное подходящее для него здание, которое я нашел». У нового центра будет своя парковка, а до метро, по словам Бычкова, всего семь минут пешком. Площадь здания 7 тыс. кв. м; половину займут арендаторы, а для выставок самого «Экспо-парка» останется 3,4 тыс. — втрое меньше, чем в ЦДХ. Этого хватит для большинства выставок и ярмарок, за исключением самых крупных: non/fiction, RAAF, Антикварного салона — они переедут в Манеж и Гостиный Двор. Арендные ставки для галерей на новом месте будут ниже, чем в ЦДХ, утверждает Бычков. Он предполагает, что те, кому важно быть поближе к центру, поедут в Гостиный Двор, остальные — на новое место. «Не хотелось бы отрываться от коллектива. Здесь (в ЦДХ. — TANR) мы хороши тем, что сидим все вместе», — замечает Анатолий Боровков.

Того же мнения придерживаются игроки рынка современного искусства. Они готовятся обживать новую площадку — платформу Cube, основанную Надеждой Зиновской и Еленой Белоноговой. Расположена она по странному совпадению в двух шагах от Кремля, как и Гостиный Двор. Cube прячется под зданием отеля Ritz-Carlton на Тверской, на минус втором этаже. «Одна из тенденций мирового рынка сегодня — различные формы коллабораций», — констатирует Белоногова. После окончания ремонта на 1,3 тыс. кв. м разместятся десять небольших отсеков для галерей, устроенных на манер стендов на арт-ярмарке, а также общий склад для произведений искусства, переговорная, кафе, сувенирный магазин, пространство для выставок и даже открытая мастерская, где художники, выбранные галеристами и организаторами, будут творить на глазах у изумленной публики. Концепцию магазина разрабатывает бывший директор по развитию бренда арт-подарков Shaltai Boltai Елена Крылова. Патроном проекта выступает швейцарский коллекционер Ули Сигг, обладатель большого собрания современного китайского искусства. Выставки в общем пространстве будут проводить как галеристы-арендаторы, так и сам центр. Также в планах образовательная программа. Отбором проектов займется экспертный совет из пяти человек. «Подтвердили свое согласие представитель одного из главных российских музеев, международный арт-консультант, российский куратор, представитель аукционного дома, международный эксперт и коллекционер современного искусства», — рассказала Зиновская. 

Официальное открытие центра Cube намечено на апрель, но планируется, что работать он начнет уже в январе. К моменту сдачи номера в печать факт переговоров с Cube подтвердили владельцы галерей «Культ­проект», Osnova, Gridchinhall и петербургской Anna Nova. 

Для других площадка в галерейном «коворкинге» станет дополнением к основной. «Мы туда не переезжаем, а „высовываемся“. Будем ближе к людям», — говорит Сергей Гридчин, чья галерея Gridchinhall расположена в подмосковном селе Ильинское. 

Арт-дилер, основатель Artika Project Эльвира Тарноградская смотрит на проект с оптимизмом: «Это свежий и новый формат, но там сохраняется идея синергии, которая есть на „Винзаводе“».

Впрочем, радости синергии воодушевляют не всех. Есть среди галеристов и те, кто предпочитает одиночество. Например, Александр Корытов, директор галереи J-Art, занимающейся современным искусством и антиквариатом. Раньше она находилась в далеком от проторенных вернисажных троп ТЦ «Сфера», а недавно переехала в столь же неожиданное место — жилой комплекс Art-Residence на «Белорусской», где ее соседями стали адвокатские бюро, студии йоги и всего одна галерея. Корытова привлекли «интересная, вдохновляющая архитектура» и приятная атмосфера, а также наличие «ресторанов, которые можно порекомендовать клиентам». Фактор действительно ключевой: сытый и довольный клиент наверняка отнесется к искусству благосклоннее, чем голодный. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+