Галеристы пакуют чемоданы

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

В наступающем году галерейная карта Москвы изменится до неузнаваемости. Галереи ищут новые площадки и стараются держаться вместе во что бы то ни стало

Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Фото: Экспо-парк
Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.
Фото: Экспо-парк

В 2019 году завсегдатаям вернисажей придется менять привычные маршруты. Новые адреса ищут и антиквары, и галереи современного искусства. Первые снимаются с места вынужденно, гонимые грядущей реконструкцией Центрального дома художника, вторые меняют дислокацию в поисках новых форматов и новых клиентов. Галереи-обитательницы ЦДХ (включая таких известных игроков антикварного рынка, как «Элизиум» и «Кабинетъ») должны освободить помещения до 31 марта 2019 года. Затем, после реконструкции, которую проведет бюро Рема Колхаса OMA, здание полностью зай­мет Государственная Третьяковская галерея. Взамен мэрия Москвы предложила антикварам помещения в Гостином Дворе. Но галеристы от этой идеи не в восторге, многих беспокоит отсутствие у здания собственной парковки. Есть и другие сложности. «Гостиный Двор мне не нравится. Смущают низкие потолки и близость к администрации нашего мэра. Я человек независимый, не люблю близости с чиновничьим миром, — прямо заявляет галерист Анатолий Боровков (галерея «Русский авангард 1910–1930 годов»). — Там постоянно проходят мероприятия мэрии и администрации президента, в это время галереи будут закрыты». 

Альтернативу предлагает директор ЦДХ и компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков. Он планирует превратить в галерейный центр здание бывшего зала торжеств «Форум-холл» близ Павелецкого вокзала, первоначально один из цехов кожевенной фабрики, переделанной ныне в бизнес-центр. На момент сдачи номера в печать переговоры об аренде с собственниками здания вступили в финальную стадию. «Формат ЦДХ, где художественные галереи, багетные мастерские и другие сервисные организации, магазинчики дают солидную часть бюджета, а мы им обеспечиваем выставками целевой трафик, довольно редкий, — говорит Бычков. — Это единственное подходящее для него здание, которое я нашел». У нового центра будет своя парковка, а до метро, по словам Бычкова, всего семь минут пешком. Площадь здания 7 тыс. кв. м; половину займут арендаторы, а для выставок самого «Экспо-парка» останется 3,4 тыс. — втрое меньше, чем в ЦДХ. Этого хватит для большинства выставок и ярмарок, за исключением самых крупных: non/fiction, RAAF, Антикварного салона — они переедут в Манеж и Гостиный Двор. Арендные ставки для галерей на новом месте будут ниже, чем в ЦДХ, утверждает Бычков. Он предполагает, что те, кому важно быть поближе к центру, поедут в Гостиный Двор, остальные — на новое место. «Не хотелось бы отрываться от коллектива. Здесь (в ЦДХ. — TANR) мы хороши тем, что сидим все вместе», — замечает Анатолий Боровков.

Того же мнения придерживаются игроки рынка современного искусства. Они готовятся обживать новую площадку — платформу Cube, основанную Надеждой Зиновской и Еленой Белоноговой. Расположена она по странному совпадению в двух шагах от Кремля, как и Гостиный Двор. Cube прячется под зданием отеля Ritz-Carlton на Тверской, на минус втором этаже. «Одна из тенденций мирового рынка сегодня — различные формы коллабораций», — констатирует Белоногова. После окончания ремонта на 1,3 тыс. кв. м разместятся десять небольших отсеков для галерей, устроенных на манер стендов на арт-ярмарке, а также общий склад для произведений искусства, переговорная, кафе, сувенирный магазин, пространство для выставок и даже открытая мастерская, где художники, выбранные галеристами и организаторами, будут творить на глазах у изумленной публики. Концепцию магазина разрабатывает бывший директор по развитию бренда арт-подарков Shaltai Boltai Елена Крылова. Патроном проекта выступает швейцарский коллекционер Ули Сигг, обладатель большого собрания современного китайского искусства. Выставки в общем пространстве будут проводить как галеристы-арендаторы, так и сам центр. Также в планах образовательная программа. Отбором проектов займется экспертный совет из пяти человек. «Подтвердили свое согласие представитель одного из главных российских музеев, международный арт-консультант, российский куратор, представитель аукционного дома, международный эксперт и коллекционер современного искусства», — рассказала Зиновская. 

Официальное открытие центра Cube намечено на апрель, но планируется, что работать он начнет уже в январе. К моменту сдачи номера в печать факт переговоров с Cube подтвердили владельцы галерей «Культ­проект», Osnova, Gridchinhall и петербургской Anna Nova. 

Для других площадка в галерейном «коворкинге» станет дополнением к основной. «Мы туда не переезжаем, а „высовываемся“. Будем ближе к людям», — говорит Сергей Гридчин, чья галерея Gridchinhall расположена в подмосковном селе Ильинское. 

Арт-дилер, основатель Artika Project Эльвира Тарноградская смотрит на проект с оптимизмом: «Это свежий и новый формат, но там сохраняется идея синергии, которая есть на „Винзаводе“».

Впрочем, радости синергии воодушевляют не всех. Есть среди галеристов и те, кто предпочитает одиночество. Например, Александр Корытов, директор галереи J-Art, занимающейся современным искусством и антиквариатом. Раньше она находилась в далеком от проторенных вернисажных троп ТЦ «Сфера», а недавно переехала в столь же неожиданное место — жилой комплекс Art-Residence на «Белорусской», где ее соседями стали адвокатские бюро, студии йоги и всего одна галерея. Корытова привлекли «интересная, вдохновляющая архитектура» и приятная атмосфера, а также наличие «ресторанов, которые можно порекомендовать клиентам». Фактор действительно ключевой: сытый и довольный клиент наверняка отнесется к искусству благосклоннее, чем голодный. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+