18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кредиты под залог произведений искусства — фантастика или реальность?

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Получить банковский кредит под залог одного объекта или целой коллекции вполне возможно — но только не в России. В США такие услуги вызывают все больший интерес и у коллекционеров, и у самих кредиторов

Питер Брейгель Младший. «Контора сборщика податей». Около 1615. Финансовые отношения уже тогда были областью крайне запутанной. Фото: USC Fisher Museum of Art
Питер Брейгель Младший. «Контора сборщика податей». Около 1615. Финансовые отношения уже тогда были областью крайне запутанной.
Фото: USC Fisher Museum of Art

Получить кредит под залог любимой картины, даже не снимая ее со стены — это ли не мечта коллекционера, которому срочно понадобились средства для нужд бизнеса… или покупки новой картины? Данные за 2018 год еще не опубликованы, но в 2017-м, согласно отчету Deloitte и ArtTactic, общая сумма ссуд, выданных под залог искусства, была огромной — от $17 млрд до $20 млрд.

«Вы, может быть, удивитесь, но многие американские коллекционеры из топ-200 Artnews берут кредиты под залог произведений из своей коллекции», — говорит Ивен Бирд, возглавляющий в банке US Trust отдел связанных с искусством услуг. Один только этот банк выдал кредитов под залог искусства на целых $6,7 млрд. Аналогичные кредитные портфели некоторых других банков вроде Citi и JP Morgan также достигают миллиардов долларов. Аукционные дома тоже охотно одалживают деньги под залог произведений искусства (у лидера рынка Sotheby’s на эти цели есть резерв в $1,1 млрд). 

Точные данные получить трудно, однако, по оценкам ряда игроков рынка, основной объем — более 80% — кредитов под залог искусства приходится на США. Этот сектор активно развивается. «Быть может, самым важным фактором роста служит сдвиг, происходящий в мировоззрении коллекционеров, которые раньше относились к искусству исключительно как к хобби, а теперь рассматривают его как стратегический актив», — считает Ивен Бирд.

«Размеры займов растут, — говорит глава отдела арт-консультирования и финансов Citi Private Bank Сьюзен Дьёрдь. — Десять — пятнадцать лет назад объем типичной кредитной услуги под залог искусства составлял несколько десятков миллионов, сегодня же все чаще речь идет о сотнях миллионов». Она добавляет, что «подобный бизнес стремительно растет и на рынках Азии и Латинской Америки». 

Практически все эти компании выдают ссуды размером в 40–50% оценочной стоимости произведения, при этом некоторые удерживают его у себя, а некоторые нет. В США кредиторы для защиты своих интересов заполняют публичные оповещения о выдаче ссуды под залог, принятые в соответствии с Единообразным торговым кодексом (UCC-1). При этом заемщик может не отдавать произведение искусства кредитору. 

В странах, где подобная система отсутствует, кредиторы, как правило, предпочитают удерживать искусство до полной выплаты ссуды.

Оповещения UCC-1 находятся в открытом доступе. Изучив их, можно обнаружить, что турецкий трейдер Йоми Родрик, к примеру, взял ссуду под залог девяти работ таких художников, как Жан Дюбюффе, Ансельм Кифер, Такаси Мураками и Рудольф Штингель. Omanut Holdings взяла у TPC Art Finance кредит под залог 25 произведений, в число которых вошли работы Марка Гротьяна, Кита Харинга и KAWS. Среди заемщиков можно встретить и крупные галереи, в том числе Gagosian, Kasmin и Pace.

Размер процентной ставки варьируется очень сильно и зависит от ряда факторов. На одном конце спектра находятся частные банки, которые могут предложить очень выгодные расценки — начиная с 4–6% — своим клиентам, у которых есть другие активы помимо искусства; некоторые дают ссуды только от $5 млн и выше на срок не менее года. Кроме того, большинство кредиторов предпочитают давать ссуды под обеспечение коллекции, а не одного произведения искусства.

Существуют такие специализированные кредитные организации, как TPC, Falcon Fine Art и Emigrant, процентная ставка у которых чаще составляет около 7–9%. Небанковские кредиторы вроде Sotheby’s дают ссуды в размере до 60% нижнего эстимейта приблизительно под 8%, но делают это, как правило, при условии, что впоследствии работа будет выставлена на торги.

На другом конце этого спектра находятся кредиторы, выдающие краткосрочные кредиты на меньшие суммы. Как пример — фирма Borro с представительствами в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, которая может выдать ссуду всего на £100 тыс. на три месяца, но со ставкой от 1 до 2,5% в месяц. 

Справка

Ульяна Доброва

Руководитель отдела оценки произведений искусства НИНЭ им. П.М.Третьякова

В России кредиты под залог искусства всегда были редкостью, а после кризиса 2008 года, когда цены на арт-рынке сильно упали, эта практика почти сошла на нет. Если их и выдают, то по индивидуальной договоренности постоянным клиентам, имеющим хорошие отношения с менеджментом банка. Условия примерно такие же, как за рубежом: за произведение можно получить 50% от оценочной стоимости. При этом в залог принимают только дорогостоящие работы. Размер кредита составляет не менее $250 тыс., то есть сама вещь должна стоить не менее полумиллиона. В 2005 году открылся банк «Новый символ», созданный специально для того, чтобы давать кредиты под залог искусства. У него было неплохое хранилище для произведений (банк лишен лицензии в 2017 году. — TANR). В России такие кредиты очень рискованны для банков. Основной риск — потеря ликвидности.

Еще…
Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+