Амазонки времен холодной войны захватили Дрезден

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Художницы Восточного блока в искусстве зачастую были радикальнее мужчин

Наталия ЛЛ. Из серии «Потребительское искусство». 1975. Фото: József Rosta / Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art
Наталия ЛЛ. Из серии «Потребительское искусство». 1975.
Фото: József Rosta / Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art

После падения Берлинской стены в 1989 году восточногерманским художникам пришлось вести непростую борьбу за место в современном искусстве объединенной Германии. А художницам здесь добиться успеха оказалось труднее, чем мужчинам. Устроители выставки «Восстание Медеи» в Дрездене решили исправить эту несправедливость, посвятив ее творчеству художниц-феминисток, работавших за железным занавесом. Экспозицию составили произведения 16 немецких художниц; еще 17 —представительницы Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. 

Работы здесь в разных техниках — живопись и скульптура, фотография, перформанс, а также альтернативная мода, представленная костюмами к перформансу коллектива из Восточного Берлина Allerleirauh. «Многие из этих костюмов до сих пор воспринимаются как субкультурные, а не искусство, — говорит куратор выставки Сюзанна Альтман. — Но даже внутри субкультур доминировали мужчины». При этом именно женщины чаще мужчин не боялись использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы. Как, например, Криста Яйтнер (р. 1935), чья работа «Трехкрылая колонна» (1978) из веревок и текстиля тоже включена в выставку. «Мое творчество в ГДР воспринималось не как искусство, а как ремесло», — вспоминает художница. 

Моника Андрес. «Имя, город, страна». 1988. Фото: Archiv Monika Andre
Моника Андрес. «Имя, город, страна». 1988.
Фото: Archiv Monika Andre

Именно женщины соцлагеря, а не мужчины играли с огнем, устраивая провокации и эксперименты на грани фола, как Гундула Шульце Эльдов (р. 1954) с шокирующе откровенными фотографиями аутсайдеров. Возможно, это случилось потому, что цензоры обращали на них меньше внимания, допускает куратор. «Парадоксально, но отсутствие свободы порождает порой  и еще большую степень свободы», — говорит Альтман.

Однако были и жесткие преследования. Так, одна из участниц выставки Габриеле Штёцер (р. 1953) была осуждена за диссидентскую деятельность и провела какое-то время в заключении, а после выхода на свободу была под наблюдением тайной полиции. Художнице Корнелии Шлайме (р. 1953) запретили выставляться, и в 1981 году она вынуждена была бежать в Западный Берлин. В конце 1970-х запретили выставляться и Кристе Яйтнер. Дрезденская выставка, по признанию художницы, фактически первая, как, впрочем, и для других ее участниц. Большинство показанных здесь работ демонстрируется впервые, и критикам еще предстоит определить их место в истории немецкого искусства. По словам куратора, почти все, что собрано на выставке в Дрездене, до падения стены в 1989 году «экспонировалось на подпольных выставках или в мастерских».  

Выставочный зал в Липсиусбау
Восстание Медеи. Радикальные художницы за железным занавесом
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+