18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пушкинский чествует первую художницу-феминистку

№70
Материал из газеты

В центре выставки — одно из самых знаменитых полотен Артемизии Джентилески (1593–1653) «Юдифь и Олоферн» из Музея Каподимонте в Неаполе

Выставка под кураторством хранителя итальянской живописи ГМИИ Виктории Марковой исследует феномен первой женщины, принятой в старейшую европейскую Академию художеств во Флоренции. Шокировавшая современников своим натурализмом картина впоследствии стала визитной карточкой Артемизии, а также отражением ее трагической личной истории. 

Она была дочерью караваджиста Орацио Джентилески, который, заметив талант дочери и став ее первым наставником в живописи, затем отправил ее изучать перспективу к пейзажисту Агостино Тасси. Тот соблазнил девушку, пообещав жениться на ней. Однако когда выяснилось, что Тасси уже женат, отец девушки затеял судебный процесс против него, тяжелый и унизительный для Артемизии. Именно тогда она создала свою «Юдифь», и считается, что Олоферна она писала с Тасси, а Юдифь с себя. Используя приемы караваджизма — смелый ракурс и контрастную светотень, Артемизия превзошла даже самого мэтра в натурализме трактовки сюжета: ее Юдифь сосредоточенно и деловито рубит голову Олоферна мечом, одновременно придерживая ее рукой. Художница после не раз возвращалась к этому сюжету, создав столь же яркие образы и других героинь Ветхого Завета: Вирсавии, Сусанны и Эсфири.

Биография Артемизии не раз возникала в литературе, а ее творчество стало частой темой феминистских исследований.
Выставка в ГМИИ тем не менее показывает картину художницы в окружении полотен ее современников-мужчин, тем самым акцентируя внимание на художественных достоинствах ее произведений и ее месте в итальянском искусстве первой трети XVII века. 

Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги справедливо подчеркивал важную роль Артемизии в распространении караваджизма в Италии. По этой же логике в выставку включены и работы двух других художников-караваджистов: «Святая Агата» Франческо Гварино и «Ангел с туникой и игральными костями» француза Симона Вуэ. Они, как и «Юдифь», приезжают в Москву из Неаполя. Однако было в итальянской живописи того времени и другое направление, академическое, представленное художниками болонской школы: Гверчино, Симоне Кантарини, Гвидо Рени. Именно их работы из постоянной экспозиции ГМИИ дополнят выставку для создания общей картины времени.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и ее современники
1 февраля – 21 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+