18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Части стен — 2»: еще основательнее

№69
Материал из газеты

Вторая часть альманаха российского стрит-арта включает фото произведений 70 художников от Калининграда до Петропавловска-Камчатского

Альманах «Части стен» выпускает столичный фонд RuArts. Первая книга вышла в 2014 году и содержала интервью 25 уличных художников и фотосъемку их работ, которые каждый из них по просьбе куратора проекта Алексея Партолы изобразил на холсте. «Части стен — 2» исследует уличное искусство в его естественной среде. В течение года Партола объехал 17 городов, где предложил выбранным им художникам создать произведение и зафиксировал творческий процесс вместе с результатом. Получился увесистый 400-страничный том с работами и текстами художников, а также отдельное приложение к нему с фотографиями граффити безымянных авторов. Вероятно, это если не самое фундаментальное исследование российского стрит-арта, то самое трудозатратное. 

Сразу скажем, что качество съемки здесь однозначно впечатляет. В аннотации к альманаху сказано, что Партола пользовался всеми доступными на данный момент техническими возможностями — от пленочных камер до квадрокоптеров. В итоге удалось передать не только сами произведения, но и среду, в которой они существуют. Так что «Части стен — 2» — это еще и одна из самых полных энциклопедий российских руин, заборов, заброшенных заводов. Все это очень атмосферно, красиво в своей некрасивости и, если такое слово уместно, романтично — даром что альманах открывается цитатой из Франца Кафки. 

Что касается самих уличных произведений, то здесь можно наблюдать парад всех возможных техник и направлений. Кто-то рисует супрематические композиции на стенах домов, кто-то делает коллажи из фанеры, кто-то создает разного рода скульптуры, кто-то работает в духе Бэнкси, кто-то — в духе старых добрых граффити. В сборник попали даже комиксы из «Магии рептилий» — «первой столичной граффити-газеты». Это разнообразие, конечно, вдохновляет. 

Что объединяет выбранных художников — так это то, что они, кажется, вполне освоили галерейный формат мышления. Во всяком случае, об этом свидетельствуют тексты, очень типичные для современного искусства. Может быть, даже слишком типичные: от уличного искусства как-то ждешь чего-то иного… «Идеей проекта является акт монетизации чувств за прилавком социального супермаркета». «Паутина из веревок, опутавших рекламный щит, подчеркивает его безмолвную заброшенность среди тысяч ярких билбордов, заполонивших наше пространство и бомбардирующих нас коммерческой информацией». «Граффити — это работа с городом. Формирование городской айдентики». И так далее. Ярче и оригинальнее всех высказался небезызвестный Кирилл Кто, предоставивший вместо текста фразу «Скучно это, Леша». Скучно не скучно, но как-то предсказуемо. Хотя введение художников в галерейный оборот, видимо, является одной из задач проекта.

Что касается выбора художников, то, вероятно, он тоже в какой-то степени продиктован этим критерием «галерейности». Впрочем, автор проекта изначально заявляет о своей субъективности — да и как не быть субъективным при таком объеме выборки? Например, Нижний Новгород известен как один из немногих городов, где уличные художники рисуют на стенах деревянных домов, однако в сборник включены куда более стандартные работы. Но почему бы и нет? В любом случае у издателей получилась весьма увлекательная и познавательная книга для смотрения. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+