18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Крестный отец» американского киноавангарда Йонас Мекас скончался на 97-м году жизни

Вместе с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом Мекас основал Fluxus — интернациональное движение, возникшее на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х — 1960-х

«Без Мекаса экспериментального кино просто бы не было», — считает Стюарт Комер, главный куратор отдела медиа и перформанса Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Биография молодого Йонаса Мекаса тесно переплетена с трагическими событиями Второй мировой, определившими и его дальнейшую жизнь. Литовец по происхождению и участник Сопротивления, он был схвачен немцами в 1944 году и помещен в трудовой лагерь в Германии, затем в лагерь для перемещенных лиц, откуда в 1949 году эмигрировал в США. Поселившись в Нью-Йорке в демократичном Бруклине, он вскоре приобрел 16-мм кинокамеру Bolex и начал снимать свои экспериментальные фильмы. Затем в 1954 году вместе с братом, тоже иммигрировавшим в США, основал журнал «Культура кино», а в 1962 году — Кооператив кинематографистов, в который мог вступить любой желающий. В 1970-м он стал сооснователем еще и Антологии архивного кино, ставшей со временем крупнейшим хранилищем экспериментальных фильмов. 

Мекас дружил и сотрудничал с Алленом Гинзбергом, Энди Уорхолом, Йозефом Бойсом, Сальвадором Дали, Джоном Ленноном и Йоко Оно. Именно Мекас был автором идеи культового немого фильма Уорхола «Эмпайр» (1964), снятого одним дублем, где более восьми часов сменяют друг друга кадры Эмпайр-стейт-билдинга с одной фиксированной точки, с единственной целью, по словам его автора, «наблюдать, как проходит время». 

Йонас придумал еще один экспериментальный формат — фильм в виде дневника, — сняв на 16-мм пленку свой приезд в 1972 году в Литву, после 27 лет отсутствия («Реминисценции путешествия в Литву»). Почему дневники, просто фиксация дня за днем? Вот объяснения самого автора: «Мне интересна только реальная жизнь, ее скоротечные моменты, в которых не происходит ничего особенного, моменты, из которых и складывается каждодневная жизнь любого человека. Так что мое кино — не самовыражение». 

Всего за свою жизнь Йонас создал 365 таких коротких фильмов, а в 2007 году начал проект «365 дней» в Интернете, где запускал по одному фильму в день (проект и сегодня доступен онлайн). Мекас с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом (1931–1978) стал во главе Fluxus — интернационального движения, возникшего на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х —1960-х и объединившего самых разных художников, поэтов и музыкантов, исповедовавших не только неприятие консьюмеризма и массовой культуры послевоенного капитализма, но и стремление к окончательному стиранию границ между искусством и жизнью, как это пытались до них сделать дадаисты. Отсюда их обращение к практике перформанса и хеппенинга, зыбкие границы между разными искусствами — кинематографом, поэзией, фотографией, музыкой и т. д. 

«За что бы я ни взялся, я делал это потому, что никто другой этого не делал, — признавался 94-летний Йонас Мекас The Art Newspaper в 2016 году. — Никто не писал о независимом кино — и я начать издавать журнал. Никто не показывал наши фильмы, и поэтому мне пришлось запустить кооператив. Все это я делал по необходимости, иначе зачем все это надо было делать?»

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+