18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Крестный отец» американского киноавангарда Йонас Мекас скончался на 97-м году жизни

Вместе с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом Мекас основал Fluxus — интернациональное движение, возникшее на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х — 1960-х

«Без Мекаса экспериментального кино просто бы не было», — считает Стюарт Комер, главный куратор отдела медиа и перформанса Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Биография молодого Йонаса Мекаса тесно переплетена с трагическими событиями Второй мировой, определившими и его дальнейшую жизнь. Литовец по происхождению и участник Сопротивления, он был схвачен немцами в 1944 году и помещен в трудовой лагерь в Германии, затем в лагерь для перемещенных лиц, откуда в 1949 году эмигрировал в США. Поселившись в Нью-Йорке в демократичном Бруклине, он вскоре приобрел 16-мм кинокамеру Bolex и начал снимать свои экспериментальные фильмы. Затем в 1954 году вместе с братом, тоже иммигрировавшим в США, основал журнал «Культура кино», а в 1962 году — Кооператив кинематографистов, в который мог вступить любой желающий. В 1970-м он стал сооснователем еще и Антологии архивного кино, ставшей со временем крупнейшим хранилищем экспериментальных фильмов. 

Мекас дружил и сотрудничал с Алленом Гинзбергом, Энди Уорхолом, Йозефом Бойсом, Сальвадором Дали, Джоном Ленноном и Йоко Оно. Именно Мекас был автором идеи культового немого фильма Уорхола «Эмпайр» (1964), снятого одним дублем, где более восьми часов сменяют друг друга кадры Эмпайр-стейт-билдинга с одной фиксированной точки, с единственной целью, по словам его автора, «наблюдать, как проходит время». 

Йонас придумал еще один экспериментальный формат — фильм в виде дневника, — сняв на 16-мм пленку свой приезд в 1972 году в Литву, после 27 лет отсутствия («Реминисценции путешествия в Литву»). Почему дневники, просто фиксация дня за днем? Вот объяснения самого автора: «Мне интересна только реальная жизнь, ее скоротечные моменты, в которых не происходит ничего особенного, моменты, из которых и складывается каждодневная жизнь любого человека. Так что мое кино — не самовыражение». 

Всего за свою жизнь Йонас создал 365 таких коротких фильмов, а в 2007 году начал проект «365 дней» в Интернете, где запускал по одному фильму в день (проект и сегодня доступен онлайн). Мекас с другим знаменитым литовцем Джорджем Мачюнасом (1931–1978) стал во главе Fluxus — интернационального движения, возникшего на волне левацких настроений эпохи битников, хиппи и студенческих волнений конца 1950-х —1960-х и объединившего самых разных художников, поэтов и музыкантов, исповедовавших не только неприятие консьюмеризма и массовой культуры послевоенного капитализма, но и стремление к окончательному стиранию границ между искусством и жизнью, как это пытались до них сделать дадаисты. Отсюда их обращение к практике перформанса и хеппенинга, зыбкие границы между разными искусствами — кинематографом, поэзией, фотографией, музыкой и т. д. 

«За что бы я ни взялся, я делал это потому, что никто другой этого не делал, — признавался 94-летний Йонас Мекас The Art Newspaper в 2016 году. — Никто не писал о независимом кино — и я начать издавать журнал. Никто не показывал наши фильмы, и поэтому мне пришлось запустить кооператив. Все это я делал по необходимости, иначе зачем все это надо было делать?»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+