18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Флюксус», или Как мечты накрыть соцреализм волной «антиискусства» остались лишь мечтами

Ретроспектива самого левого художественного движения 1960-х в Эрмитаже сфокусировалась на его российских корнях.

Выставка поэтапно представляет деятельность художников «Флюксуса» с середины 1950-х до конца 1960-х. В отличие от московской выставки «Флюксуса», приезжавшей в 2010 году в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду в Париже, питерский проект, подготовленный Эрмитажем совместно с Центром визуальных искусств им. Йонаса Мекаса в Вильнюсе, — с «советским акцентом». Перешагнувший свой 90-летний рубеж Йонас Мекас — живой классик, успевший поработать с Сальвадором Дали, Майей Дерен, Энди Уорхолом и Джорджем Мачюнасом (1931–1978). С последним его объединяло не только литовское происхождение и послевоенная эмиграция из советской Литвы в США, но прежде всего феномен возникновения движения «Флюксус», с которым сегодня неразрывно связывают эти два имени.

Плодом их многолетней дружбы на волне «ренессанса» авангардных идей 1950–1960-х и стал открытый несколько лет назад Центр визуальных искусств им. Йонаса Мекаса, собравший в своих стенах тысячи артефактов «Флюксуса», часть из которых можно увидеть на выставке «Флюксус»: атласы российской истории в Главном штабе Эрмитажа. Мекасу там посвящена отдельная ретроспектива, где можно познакомиться с его инсталляциями и фильмами о культурной жизни Нью-Йорка, среди героев которых Джон Леннон, те же Дали и Уорхол. В целом в экспозиции около 200 объектов и фильмов, созданных самыми заметными участниками этого интернационального движения: Ау-о, Джорджем Брехтом, Джефри Хендриксом, Джексоном Мак-Лоу, Йоко Оно, Нам Джун Пайком, Йозефом Бойсом, Ла Монте Янгом, Беном Вотье, Робертом Уотсом и другими. Определение основных принципов «Флюксуса» не укладывается в вокабулярий обычного искусствоведения, поэтому теоретики зачастую вооружаются фразами вроде «Флюксусом может быть что угодно», «Флюксус — искусство от жизни» и т. д. Столь расплывчатые определения тем не менее вполне соотносятся с этим движением, название которого в переводе с латинского буквально означает «поток». Удачно придуманное Мачюнасом, оно стало емкой формулой, вобравшей настроенческую реакцию на эпоху, породившую битников, хиппи и студенческую революцию. К середине 1960-х послевоенная Америка и Европа стали уже единым пространством большого эксперимента сообщества левых художников, музыкантов и поэтов. Объединило их неприятие тотального консьюмеризма и массовой культуры, с одной стороны, и поиск новых репрезентативных форм — с другой. Это привело «Флюксус» к артикуляции его основополагающего принципа, основанного на присущем радикальному крылу авангарда желании стереть границу между искусством и жизнью. Неудивительно, что участники движения стали обращаться к перформансу и хэппенингу и жили в «потоках» сразу нескольких искусств: поэзии, музыки, театра и других медиа.

Такой подход к искусству, вышедшему на улицы непосредственно к зрителю, отсылал как к дадаизму начала прошлого века, так и к постреволюционным практикам «Левого фронта искусства» (ЛЕФ) Владимира Маяковского. Мачюнас не раз признавался во влиянии русского авангарда на «Флюксус», как и в любви к СССР, в котором он видел свободное от губительного влияния масскульта пространство, и даже хотел открыть здесь представительство «Флюксуса», о чем написал лично первому секретарю ЦК КПСС. Отправленное в 1963 году в СССР письмо ожидаемо осталось без ответа, мечты разбить соцреализм волной «антиискусства» остались лишь мечтами. Зато интерес к истории российского государства привел Мачюнаса к работе над картами и атласами, посвященными России, подтолкнувшими его к идее нового движения. Именно эти «Атласы», представленные в экспозиции наряду с другими редко публикуемыми работами участников движения, свидетельствуют о связи «Флюксуса» с русской культурой, в чем теперь можно убедиться на Дворцовой площади.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+