18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Флюксус», или Как мечты накрыть соцреализм волной «антиискусства» остались лишь мечтами

Цент визуальных искусств им. Йонаса Мекаса
Цент визуальных искусств им. Йонаса Мекаса

Ретроспектива самого левого художественного движения 1960-х в Эрмитаже сфокусировалась на его российских корнях.

Выставка поэтапно представляет деятельность художников «Флюксуса» с середины 1950-х до конца 1960-х. В отличие от московской выставки «Флюксуса», приезжавшей в 2010 году в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду в Париже, питерский проект, подготовленный Эрмитажем совместно с Центром визуальных искусств им. Йонаса Мекаса в Вильнюсе, — с «советским акцентом». Перешагнувший свой 90-летний рубеж Йонас Мекас — живой классик, успевший поработать с Сальвадором Дали, Майей Дерен, Энди Уорхолом и Джорджем Мачюнасом (1931–1978). С последним его объединяло не только литовское происхождение и послевоенная эмиграция из советской Литвы в США, но прежде всего феномен возникновения движения «Флюксус», с которым сегодня неразрывно связывают эти два имени.

Плодом их многолетней дружбы на волне «ренессанса» авангардных идей 1950–1960-х и стал открытый несколько лет назад Центр визуальных искусств им. Йонаса Мекаса, собравший в своих стенах тысячи артефактов «Флюксуса», часть из которых можно увидеть на выставке «Флюксус»: атласы российской истории в Главном штабе Эрмитажа. Мекасу там посвящена отдельная ретроспектива, где можно познакомиться с его инсталляциями и фильмами о культурной жизни Нью-Йорка, среди героев которых Джон Леннон, те же Дали и Уорхол. В целом в экспозиции около 200 объектов и фильмов, созданных самыми заметными участниками этого интернационального движения: Ау-о, Джорджем Брехтом, Джефри Хендриксом, Джексоном Мак-Лоу, Йоко Оно, Нам Джун Пайком, Йозефом Бойсом, Ла Монте Янгом, Беном Вотье, Робертом Уотсом и другими. Определение основных принципов «Флюксуса» не укладывается в вокабулярий обычного искусствоведения, поэтому теоретики зачастую вооружаются фразами вроде «Флюксусом может быть что угодно», «Флюксус — искусство от жизни» и т. д. Столь расплывчатые определения тем не менее вполне соотносятся с этим движением, название которого в переводе с латинского буквально означает «поток». Удачно придуманное Мачюнасом, оно стало емкой формулой, вобравшей настроенческую реакцию на эпоху, породившую битников, хиппи и студенческую революцию. К середине 1960-х послевоенная Америка и Европа стали уже единым пространством большого эксперимента сообщества левых художников, музыкантов и поэтов. Объединило их неприятие тотального консьюмеризма и массовой культуры, с одной стороны, и поиск новых репрезентативных форм — с другой. Это привело «Флюксус» к артикуляции его основополагающего принципа, основанного на присущем радикальному крылу авангарда желании стереть границу между искусством и жизнью. Неудивительно, что участники движения стали обращаться к перформансу и хэппенингу и жили в «потоках» сразу нескольких искусств: поэзии, музыки, театра и других медиа.

Такой подход к искусству, вышедшему на улицы непосредственно к зрителю, отсылал как к дадаизму начала прошлого века, так и к постреволюционным практикам «Левого фронта искусства» (ЛЕФ) Владимира Маяковского. Мачюнас не раз признавался во влиянии русского авангарда на «Флюксус», как и в любви к СССР, в котором он видел свободное от губительного влияния масскульта пространство, и даже хотел открыть здесь представительство «Флюксуса», о чем написал лично первому секретарю ЦК КПСС. Отправленное в 1963 году в СССР письмо ожидаемо осталось без ответа, мечты разбить соцреализм волной «антиискусства» остались лишь мечтами. Зато интерес к истории российского государства привел Мачюнаса к работе над картами и атласами, посвященными России, подтолкнувшими его к идее нового движения. Именно эти «Атласы», представленные в экспозиции наряду с другими редко публикуемыми работами участников движения, свидетельствуют о связи «Флюксуса» с русской культурой, в чем теперь можно убедиться на Дворцовой площади.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+