«Ре-школа» научит бережному обращению с наследием

Новая образовательная инициатива — совместный проект бюро «Рождественка», старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики

Фрагмент визуализации проекта по результатам воркшопа «Несносная реновация». Фото: «Ре-школа»
Фрагмент визуализации проекта по результатам воркшопа «Несносная реновация».
Фото: «Ре-школа»

Историческая ткань — тонкая субстанция, которая очаровывает в старых городах и по поводу сохранения которой постоянно ломаются копья. Новый образовательный проект «Ре-школа», где недавно начались занятия первого потока, должен научить бережному обращению с наследием. Институция, которой руководит Наринэ Тютчева, — совместное детище основанного ею же архитектурного бюро «Рождественка» (среди их проектов — флигель «Руина» Музея архитектуры), старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики. Преподают здесь специалисты из всех четырех учреждений, а также приглашенные эксперты по отдельным дисциплинам (например, экологи из МГУ).

«Большой опыт работы в сфере исторической среды и сохранения наследия навел меня на мысль, что реставрации как традиционного способа сохранения наследия недостаточно. Основная проблема заключается не в том, как сохранить здание — хотя и в этом тоже, конечно, — но, главное, в том, зачем его сохранять. Из-за того, что этот вопрос все время остается за скобками, происходят необратимые процессы, потому что наследие либо гибнет за ненадобностью, либо жестко переделывается и в нем исчезает как раз то, чем оно нам дорого. Мне показалось, что есть необходимость в создании мультидисциплинарной программы, которая не только вбирала бы в себя работу с объектом, но и проповедовала бы комплексный средовой подход», — рассказывает Наринэ Тютчева.

Курс «Ре-школы» рассчитан на год и, помимо теоретической базы, предполагает практическую работу в полях. Результатом обучения должен стать проект ревалоризации (слово «приспособление» здесь принципиально не используют) конкретного пространства. В этом году студенты разрабатывают проект Гороховца, ставшего номинантом на статус объекта ЮНЕСКО. Если дипломная работа будет выполнена хорошо, город бесплатно получит полный набор проектной документации, которая позволит сохранить его уникальность и вдохнуть больше жизни.

Воркшоп «Несносная реновация». Фото: «Ре-школа»
Воркшоп «Несносная реновация».
Фото: «Ре-школа»

«Это школа разнообразных технологий с приставкой „ре“ — не только реставрации, но и реконструкции, реновации, ревитализации. И мне кажется, любой архитектор и госслужащий, работающий с историческим городом — а таких у нас подавляющее большинство, — должен в обязательном порядке владеть этими инструментами. Мы выстроили методику, которая едина для всех участников процесса: архитекторов, инженеров, юристов, экономистов. Понимание процессов должно быть у всех общее», — поясняет Тютчева.

По окончании курса студенты получают диплом Masters в области исторического наследия Высшей школы экономики, сертификат L’École de Chaillot и диплом «Ре-школы» в области ревалоризации наследия. От абитуриентов, помимо высшего образования, ожидали знания истории архитектуры, хотя бы минимального опыта работы и твердой мотивации. В первом наборе из 15 человек в итоге оказались главные архитекторы городов, служащие департаментов культурного наследия, руководители проектных компаний. Актуальность учебной программы понятна и в регионах — пять человек приезжают на занятия из Татарстана благодаря стипендии, выделенной президентом республики. 

О заданном «Ре-школой» направлении уже можно судить по результатам летней практики, на которой отрабатывались методики. В течение трех недель практиканты исследовали территорию Златоустовского монастыря в Китай-городе, которому выпала драматическая судьба. В 1920–1930-е годы монастырь, с XIII века служивший усыпальницей знатных родов, был снесен и застроен жилыми домами НКВД, которые, в свою очередь, стали свидетелями многочисленных репрессий. Разработанный проект ставил целью проявить многослойность истории. В числе предложений — трехмерная модель утраченных зданий с виртуальной экскурсией, подсветка на месте фундаментов монастырских храмов и символическая колокольня вместо снесенной монастырской. Проект выглядит вполне жизнеспособным — настоятель монастыря уже ищет возможности его реализации. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+