18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ре-школа» научит бережному обращению с наследием

Новая образовательная инициатива — совместный проект бюро «Рождественка», старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики

Историческая ткань — тонкая субстанция, которая очаровывает в старых городах и по поводу сохранения которой постоянно ломаются копья. Новый образовательный проект «Ре-школа», где недавно начались занятия первого потока, должен научить бережному обращению с наследием. Институция, которой руководит Наринэ Тютчева, — совместное детище основанного ею же архитектурного бюро «Рождественка» (среди их проектов — флигель «Руина» Музея архитектуры), старейшей французской школы реставрации L’École de Chaillot, Высшей школы экономики и Высшей школы урбанистики. Преподают здесь специалисты из всех четырех учреждений, а также приглашенные эксперты по отдельным дисциплинам (например, экологи из МГУ).

«Большой опыт работы в сфере исторической среды и сохранения наследия навел меня на мысль, что реставрации как традиционного способа сохранения наследия недостаточно. Основная проблема заключается не в том, как сохранить здание — хотя и в этом тоже, конечно, — но, главное, в том, зачем его сохранять. Из-за того, что этот вопрос все время остается за скобками, происходят необратимые процессы, потому что наследие либо гибнет за ненадобностью, либо жестко переделывается и в нем исчезает как раз то, чем оно нам дорого. Мне показалось, что есть необходимость в создании мультидисциплинарной программы, которая не только вбирала бы в себя работу с объектом, но и проповедовала бы комплексный средовой подход», — рассказывает Наринэ Тютчева.

Курс «Ре-школы» рассчитан на год и, помимо теоретической базы, предполагает практическую работу в полях. Результатом обучения должен стать проект ревалоризации (слово «приспособление» здесь принципиально не используют) конкретного пространства. В этом году студенты разрабатывают проект Гороховца, ставшего номинантом на статус объекта ЮНЕСКО. Если дипломная работа будет выполнена хорошо, город бесплатно получит полный набор проектной документации, которая позволит сохранить его уникальность и вдохнуть больше жизни.

«Это школа разнообразных технологий с приставкой „ре“ — не только реставрации, но и реконструкции, реновации, ревитализации. И мне кажется, любой архитектор и госслужащий, работающий с историческим городом — а таких у нас подавляющее большинство, — должен в обязательном порядке владеть этими инструментами. Мы выстроили методику, которая едина для всех участников процесса: архитекторов, инженеров, юристов, экономистов. Понимание процессов должно быть у всех общее», — поясняет Тютчева.

По окончании курса студенты получают диплом Masters в области исторического наследия Высшей школы экономики, сертификат L’École de Chaillot и диплом «Ре-школы» в области ревалоризации наследия. От абитуриентов, помимо высшего образования, ожидали знания истории архитектуры, хотя бы минимального опыта работы и твердой мотивации. В первом наборе из 15 человек в итоге оказались главные архитекторы городов, служащие департаментов культурного наследия, руководители проектных компаний. Актуальность учебной программы понятна и в регионах — пять человек приезжают на занятия из Татарстана благодаря стипендии, выделенной президентом республики. 

О заданном «Ре-школой» направлении уже можно судить по результатам летней практики, на которой отрабатывались методики. В течение трех недель практиканты исследовали территорию Златоустовского монастыря в Китай-городе, которому выпала драматическая судьба. В 1920–1930-е годы монастырь, с XIII века служивший усыпальницей знатных родов, был снесен и застроен жилыми домами НКВД, которые, в свою очередь, стали свидетелями многочисленных репрессий. Разработанный проект ставил целью проявить многослойность истории. В числе предложений — трехмерная модель утраченных зданий с виртуальной экскурсией, подсветка на месте фундаментов монастырских храмов и символическая колокольня вместо снесенной монастырской. Проект выглядит вполне жизнеспособным — настоятель монастыря уже ищет возможности его реализации. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+