Вольфганг Бельтракки: «Я называю свой метод живописью по системе Станиславского»

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Знаменитый фальсификатор, отсидев срок, экспонирует работы под своим именем и рассказывает, как правильно подделывать произведения искусства

Вольфганг Бельтракки работает над картиной «Групповой портрет голубых рыцарей». 2017. Фото: Peter Kneffel/dpa/Alamy Live News
Вольфганг Бельтракки работает над картиной «Групповой портрет голубых рыцарей». 2017.
Фото: Peter Kneffel/dpa/Alamy Live News

Кто покупает ваши картины?

Как правило, мои картины продаются еще до того, как я их заканчиваю. У меня нет рынка в строгом смысле этого слова, поскольку аукционные дома стараются держаться от меня подальше, несмотря на прекрасные деловые отношения, связывавшие нас на протяжении 20–30 лет. Разумеется, они не знали, что картины поддельные. Я вообще не в восторге от этого рынка искусства: там действуют свои мафиозные структуры. Но факт остается фактом: мои картины висят рядом с полотнами Герхарда Рихтера, Энди Уорхола и поди знай чьими еще. Я думаю о людях вроде Георга Базелица, который уже 50 лет вешает свои картины вверх тормашками. Он тоже посредственный художник и признает это. Он всегда хотел быть художником, но у него для этого недоставало таланта.

Справка

ПОДРОБНОСТИ

Вольфганг Бельтракки (р. 1951) считается одним из самых дерзких фальсификаторов последних десятилетий. В 2011 году германский суд признал его виновным в подделке произведений искусства и коррупции по делу о 14 фальшивках, проданных на общую сумму в $45 млн. Его история потрясла мировое художественное сообщество. Бельтракки утверждает, что изготовил в общей сложности около 300 подделок произведений таких художников, как Андре Дерен, Фернан Леже, Макс Пехштейн и Макс Эрнст. В 2014 году вышел документальный фильм о Бельтракки. В 2015 году он освободился из тюрьмы и снова занялся живописью — теперь уже под своим собственным именем. Его новые работы вместе с фотографиями Мауро Фьорезе вошли в экспозицию под названием «Кайрос. Решающий момент», которую уже показали в Национальной библиотеке Марчиана в Венеции. Оттуда выставка, организованная при финансовой поддержке коллекционера и галериста Кристиана Цотта, отправилась в гамбургскую галерею Barlach Halle K. Осенью 2019 года ее покажет венский Форум искусств Банка Австрии. Представленные в экспозиции работы Бельтракки оцениваются в €250–300 тыс. — в то время как некоторые из его подделок уходили за миллионы.

Еще…
Вольфганг Бельтракки. «Тернер». 2017. Фото: Zott Artspace
Вольфганг Бельтракки. «Тернер». 2017.
Фото: Zott Artspace

А что насчет Джеффа Кунса?

Эти художники просто фабрики. Говоря, что они «великие», нужно всегда использовать кавычки.

А у вас была фабрика подделок.

Нет, это была не фабрика, потому что я писал картины в единственном экземпляре и никогда не копировал их, это всегда были уникальные произведения, связанные с определенным контекстом, определенным периодом, выполненные в определенной технике, с определенным нарративом. Этих художников — Джеффа Кунса, а также Ай Вэйвэя и многих других — раскручивает какой-нибудь великий дилер, и все зарабатывают кучу денег. Это ремесло, в котором нет оригинальности. Но во всем этом по-настоящему плохо, на мой взгляд, то, что людей — людей с улицы — заставляют верить в то, что эти произведения уникальны и оригинальны, а это, разумеется, вовсе не так. Людей обманывают, сбивают с толку и принуждают вкладывать деньги в очень сомнительные вещи.

Но вы сами на протяжении 40 лет извлекали выгоду из этой системы.

Абсолютно верно, я на ней заработал. Но я больше не хочу участвовать в этой игре, ни под каким видом.

Вольфганг Бельтракки. «Налет Боччони». 2017. Фото: Zott Artspace
Вольфганг Бельтракки. «Налет Боччони». 2017.
Фото: Zott Artspace

Теперь картины подписаны вашим собственным именем, но ваши художественные методы, судя по всему, остались прежними.

Да, но теперь я не связан историческими ограничениями. Создавая подделку произведения 1914 года, необходимо придерживаться этих хронологических рамок, приходится отбрасывать все, что было создано позднее. Это, пожалуй, самое трудное во всем процессе. Я изучаю художника настолько глубоко, что знаю, что он ел, чувствую запах его еды. Это погружение сродни системе Станиславского, я так и называю этот метод: живопись по системе Станиславского.

Помимо способности к полному погружению, какие еще качества требуются, чтобы создавать хорошие подделки?

Нужно быть одновременно искусствоведом, реставратором, художником и ученым. Мой отец был церковным художником, и с 12 лет после школы я ходил с ним в церковь. Мы вместе реставрировали картины и фрески. В 17 лет я уже мог написать что угодно. Кроме того, я изучал анатомический рисунок и скульптуру.

Вольфганг Бельтракки. «Стравинский Модильяни». 2017. Фото: Zott Artspace
Вольфганг Бельтракки. «Стравинский Модильяни». 2017.
Фото: Zott Artspace

Вас подвело содержание титана в белилах, которые вы использовали в «Красной картине с конями» якобы Генриха Кампендонка.

В тот день у меня под рукой не оказалось цинковых белил, и я взял готовую краску, в составе которой было немного титана, но это не было указано на этикетке. На самом деле я один из величайших изготовителей подделок всех времен, я вошел в историю искусства. Я выставляюсь инкогнито во множестве музеев. Многие из моих работ находятся, например, в Японии, потому что в конце 1980-х японцы очень активно покупали в Париже и Лондоне и среди их приобретений, естественно, были и мои картины. Кроме того, моя живопись воспроизведена по меньшей мере в сотне изданий.

Остались ли еще люди, купившие ваши картины и по-прежнему не знающие об этом?

Круг моих покупателей ограничивался приблизительно дюжиной больших дилеров и аукционных домов, я не продавал работы частным лицам. Мы проинформировали наших покупателей, и они могли передать информацию своим клиентам. Кроме того, мы сказали им, что они могут вернуть картины обратно. Естественно, мы не перечисляли все произведения поименно. Мы просто сказали: «Все, что вы купили у нас, — подделка». Они на это никак не отреагировали. Нам даже не вернули ни единой картины. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+