18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Мальчики Гагарины возвращены Карлу Брюллову

Лаборатория научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершила работу по реставрации «Портрета Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» кисти Карла Брюллова

В 2020 году картину, реставрация которой продолжалась почти год, представят на большой выставке, посвященной Карлу Брюллову.

Портрет мальчиков Гагариных занимает особое место в творчестве Великого Карла: в нем, по мнению искусствоведов, отчетливо чувствуется влияние старых мастеров, особенно Рафаэля. Картина была написана Брюлловым в 1824 году, что подтверждает его фраза в письме из Италии в Общество поощрения художников от 28 июня 1824 года: «…также был занят портретами семейства его сиятельства кн. Григория Ивановича Гагарина».

Впервые публика увидела это полотно в 1861 году на выставке «картин и редких произведений художества, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга». В начале XX века, в 1905 году, портрет экспонировали в разделе Карла Брюллова на знаменитой Историко-художественной выставке русского портрета в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым. Но потом полотно надолго пропало из поля зрения публики и специалистов.

В 1963 году специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина подготовила монографию, посвященную художнику, где опубликовала фотографию портрета детей князя Гагарина, сделанную на выставке 1905 года. Подпись под фото гласила: «Местонахождение неизвестно».

Но все же некоторые сведения о печальной судьбе этого полотна после 1917 года можно было найти. Известно, что в 1919 году портрет был передан в Государственный музейный фонд из собрания Андрея Григорьевича Гагарина на Каменноостровском проспекте. В 1941 году картина оказалась в Эрмитаже. Но тогда ее посчитали слишком манерной, не заслуживающей внимания. Полотно не было даже занесено в реестр музейных предметов — его оставили в музее «для живописных экспериментов» как работу неизвестного автора. За долгие годы в результате этих экспериментов портрет серьезно пострадал: холст был сильно деформирован и частично утрачен, разрывы ткани, экспериментальные материалы, которые мастера отрабатывали на картине, исказили первоначальный облик. И только в начале 2000-х хранители обратили на нее серьезное внимание, а искусствоведы подтвердили: это действительно работа кисти Брюллова. Тогда же портрет внесли в список музейных экспонатов, а в 2017 году реставрационный совет Эрмитажа принял решение о реставрации.

«У нас не сохранилось паспорта этой работы, поэтому мы даже примерно не можем сказать, какие эксперименты на ней ставились, — рассказывает Андрей Крупенко, художник-реставратор, выполнивший весь комплекс работ по картине. — Есть только короткие протоколы с отрывочными записями. И само состояние картины очень сложное и тяжелое». 

По словам Крупенко, в ходе исследований реставраторам удалось установить, что картина написана маслом на холсте с масляным грунтом. Ее дублировали на очень жесткий клей, но когда — никто не помнит, записей не сохранилось. Толстый слой клея с обратной стороны холста реагировал только на холодную воду, и, когда набухал, его приходилось счищать шпателем. Все полотно поверх живописного слоя было покрыто восково-смоляной мастикой — похоже, это тоже был чей-то эксперимент. Авторский холст в нескольких местах был утрачен, живопись держалась только на грунте. Прорывы авторской основы, на которые наносили мастику, а потом тонировали, — все это было очень сложно удалить.

Большую часть работ пришлось делать под микроскопом. Утраты холста заполнили специальной массой (очесы со старых холстов измельчались и смешивались с укрепляющим составом). После очистки от самого верхнего слоя лака реставраторы обнаружили на полях картины карандашные наброски Брюллова. Сначала увидели глаз, овал лица, а в ультрафиолетовом освещении проступил карандашный абрис лица одного из юных натурщиков. На самом живописном слое в отдельных местах решили сохранить авторский лак, поскольку некоторые авторские лессировки Брюллов делал поверх него.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+