18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектор Лазарь Хидекель и его практичный супрематизм

№69
Материал из газеты

В Русском музее проходит первая большая ретроспектива ученика Малевича

В последние годы жизни у Лазаря Хидекеля (1904–1986) появилась папка «Моя выставка». Мечтая о ретроспективе, он сам разрабатывал экспозицию и отбирал для нее работы. Однако первая выставка ученика Казимира Малевича и одного из учредителей Уновиса состоялась только после его смерти, да и то не в России. Теперь в Русском музее восполняют этот пробел — впервые творчество Лазаря Марковича показывается столь полно: 80 проектов из архива семьи архитектора, как осуществленных, так и футуристических. 

Хидекелю повезло родиться в Витебске, в конце ­1910-х годов ставшем центром мирового авангарда. В художественную школу его принимал Марк Шагал, однако Хидекель увлекся идеями Малевича и предпочел живописи архитектуру. Уже в 16 лет он возглавил архитектурную мастерскую Уновиса. Все, что было создано в витебской лаборатории авангарда за несколько лет, потом будут переосмысливать весь ХХ век. Супремусы Малевича обрели объем в проунах Лисицкого, но материализовались только в архитектурных проектах Хидекеля. Малевич мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, а на Землю спускаться, чтобы полюбоваться ее красотами, — у Хидекеля «земляниты» были намного ближе. Города будущего, о которых мечтал архитектор, вполне земные города на столбах, города над водой, откуда жители могли бы спускаться на землю на лифтах. В 1960-е эта идея осуществилась в японской архитектуре.
Хидекель получил профессиональное образование, а его студенческая работа «Проект рабочего клуба» 1926 года вошла в историю мировой архитектуры как первый супрематический архпроект. Правда, Малевич легкомысленно пытался представить работу ученика как свою, напечатав ее в одном немецком архитектурном журнале.

Из всех авангардистов Хидекелю повезло больше других: он воплотил мечту в реальность. И хотя города над опорами им так и не были построены, несколько зданий в Ленинграде и окрестностях все-таки появились. «Москва», возведенная в конце ­1930-х, стал первым в мире трехзальным кинотеатром. Несмотря на сталинский тяжеловесный фасад, в плане он представлял собой крест — главную фигуру супрематизма. 

Пожалуй, самой интересной постройкой Хидекеля был Социалистический городок для рабочих Дубровской электростанции в Кировском районе. Построили несколько жилых домов, бани, магазин, были задуманы Дом культуры и стадион. Но городок был уничтожен бомбежками в Великую Отечественную, а затем перестроен.  После войны Хидекель преподавал архитектуру в Ленинградском инженерно-строительном институте. К проектированию он больше не возвращался, хотя и принял участие в конкурсе на разработку проекта музея Константина Циолковского, где вернулся к идеям 1920-х годов. Опередившую время архитектуру Хидекеля открыли и оценили только в 1970-е. 

Государственный Русский музей
Лазарь Хидекель
До 21 января 2019

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+