Архитектор Лазарь Хидекель и его практичный супрематизм

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

В Русском музее проходит первая большая ретроспектива ученика Малевича

Лазарь Хидекель. «Желтый крест». 1923. Фото: Собрание семьи Хидекеля
Лазарь Хидекель. «Желтый крест». 1923.
Фото: Собрание семьи Хидекеля

В последние годы жизни у Лазаря Хидекеля (1904–1986) появилась папка «Моя выставка». Мечтая о ретроспективе, он сам разрабатывал экспозицию и отбирал для нее работы. Однако первая выставка ученика Казимира Малевича и одного из учредителей Уновиса состоялась только после его смерти, да и то не в России. Теперь в Русском музее восполняют этот пробел — впервые творчество Лазаря Марковича показывается столь полно: 80 проектов из архива семьи архитектора, как осуществленных, так и футуристических. 

Хидекелю повезло родиться в Витебске, в конце ­1910-х годов ставшем центром мирового авангарда. В художественную школу его принимал Марк Шагал, однако Хидекель увлекся идеями Малевича и предпочел живописи архитектуру. Уже в 16 лет он возглавил архитектурную мастерскую Уновиса. Все, что было создано в витебской лаборатории авангарда за несколько лет, потом будут переосмысливать весь ХХ век. Супремусы Малевича обрели объем в проунах Лисицкого, но материализовались только в архитектурных проектах Хидекеля. Малевич мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, а на Землю спускаться, чтобы полюбоваться ее красотами, — у Хидекеля «земляниты» были намного ближе. Города будущего, о которых мечтал архитектор, вполне земные города на столбах, города над водой, откуда жители могли бы спускаться на землю на лифтах. В 1960-е эта идея осуществилась в японской архитектуре.
Хидекель получил профессиональное образование, а его студенческая работа «Проект рабочего клуба» 1926 года вошла в историю мировой архитектуры как первый супрематический архпроект. Правда, Малевич легкомысленно пытался представить работу ученика как свою, напечатав ее в одном немецком архитектурном журнале.

Лазарь Хидекель. «Дом культуры, Кондопога». 1929. Фото: Собрание семьи Хидекеля
Лазарь Хидекель. «Дом культуры, Кондопога». 1929.
Фото: Собрание семьи Хидекеля

Из всех авангардистов Хидекелю повезло больше других: он воплотил мечту в реальность. И хотя города над опорами им так и не были построены, несколько зданий в Ленинграде и окрестностях все-таки появились. «Москва», возведенная в конце ­1930-х, стал первым в мире трехзальным кинотеатром. Несмотря на сталинский тяжеловесный фасад, в плане он представлял собой крест — главную фигуру супрематизма. 

Пожалуй, самой интересной постройкой Хидекеля был Социалистический городок для рабочих Дубровской электростанции в Кировском районе. Построили несколько жилых домов, бани, магазин, были задуманы Дом культуры и стадион. Но городок был уничтожен бомбежками в Великую Отечественную, а затем перестроен.  После войны Хидекель преподавал архитектуру в Ленинградском инженерно-строительном институте. К проектированию он больше не возвращался, хотя и принял участие в конкурсе на разработку проекта музея Константина Циолковского, где вернулся к идеям 1920-х годов. Опередившую время архитектуру Хидекеля открыли и оценили только в 1970-е. 

Государственный Русский музей
Лазарь Хидекель
До 21 января 2019

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+