18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение шедевра

№8
Материал из газеты

Одну из главных построек Константина Мельникова — Дом культуры им. Русакова на Стромынке — полностью отреставрируют, и в рекордно короткие сроки

Здание, вошедшее во все мировые учебники архитектуры, Константин Мельников строил на пересечении Стромынки и Бабаевской улицы в 1927–1929 годах для рабочего клуба. Как и в случае с остальными мельниковскими клубами — домами культуры «Каучук» на Плющихе и «Буревестник» в Сокольниках, клубами фабрики «Свобода» на Вятской улице и им. Фрунзе на Бережковской набережной, проект этого здания содержал множество новаторских решений. Помимо внешних конструктивных особенностей — трех «зубцов», в которых архитектор разместил трибуны зрительного зала, клуб был насыщен самыми современными на тот момент инженерными механизмами, позволявшими нажатием кнопок и поворотом рычагов превращать один большой зрительный зал в шесть маленьких. Можно было всякий раз заново формировать клубное пространство в соответствии с сиюминутными задачами.

Cегодня от тех подвижных конструкций и перегородок не осталось и следа. Заложены многочисленные окна, которые были расположены по всему фасаду: Мельников строил «дом света». Западные архитекторы, которые начали в перестройку массово приезжать в Москву, все как один бежали первым делом — раньше, чем в Кремль — смотреть на Дом культуры им. Русакова и приходили в ужас, видя ржавую арматуру, торчащую из осыпающейся штукатурки.

В 1987 году клуб все-таки признали памятником архитектуры, правда регионального, а не общегосударственного значения. Что совсем странно, если учесть, что в 1999 году ДК им. Русакова был включен в список объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО, наряду с Кремлем, Красной площадью, Новодевичьим монастырем и усадьбой в Коломенском. И Центробанк России выпустил серебряную монету с этим памятником.

В 1996-м его отдали Театру Романа Виктюка, но по причине ужасающего состояния зал использовался только для репетиций. Артисты сюда вернутся через 330 дней, когда здание должно быть сдано. Отсчет времени пошел с октября, когда был заключен контракт с ООО «АМ-Строй», выигравшим тендер на проведение ремонтных и реставрационных работ. Они должны вернуть зданию вид, соответствующий проекту, реализованному в 1929 году, и отвечать пожеланиям Константина Мельникова. Здесь снова появятся подвижные стены, привезут исторические театральные кресла — всего их осталось 105, — разберут заложенные оконные проемы... При этом полторы сотни миллионов — точнее, около 152 млн руб. — пойдет на ремонт и реставрацию, а еще на 350 млн (их выделит Департамент культуры) будет закуплена машинерия для театра. Пока все гадают, что заставило власти так расщедриться, ремонт памятника идет. Скоро туда можно будет попасть и оценить шедевр изнутри. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+