18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение шедевра

№8
Материал из газеты

Одну из главных построек Константина Мельникова — Дом культуры им. Русакова на Стромынке — полностью отреставрируют, и в рекордно короткие сроки

Здание, вошедшее во все мировые учебники архитектуры, Константин Мельников строил на пересечении Стромынки и Бабаевской улицы в 1927–1929 годах для рабочего клуба. Как и в случае с остальными мельниковскими клубами — домами культуры «Каучук» на Плющихе и «Буревестник» в Сокольниках, клубами фабрики «Свобода» на Вятской улице и им. Фрунзе на Бережковской набережной, проект этого здания содержал множество новаторских решений. Помимо внешних конструктивных особенностей — трех «зубцов», в которых архитектор разместил трибуны зрительного зала, клуб был насыщен самыми современными на тот момент инженерными механизмами, позволявшими нажатием кнопок и поворотом рычагов превращать один большой зрительный зал в шесть маленьких. Можно было всякий раз заново формировать клубное пространство в соответствии с сиюминутными задачами.

Cегодня от тех подвижных конструкций и перегородок не осталось и следа. Заложены многочисленные окна, которые были расположены по всему фасаду: Мельников строил «дом света». Западные архитекторы, которые начали в перестройку массово приезжать в Москву, все как один бежали первым делом — раньше, чем в Кремль — смотреть на Дом культуры им. Русакова и приходили в ужас, видя ржавую арматуру, торчащую из осыпающейся штукатурки.

В 1987 году клуб все-таки признали памятником архитектуры, правда регионального, а не общегосударственного значения. Что совсем странно, если учесть, что в 1999 году ДК им. Русакова был включен в список объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО, наряду с Кремлем, Красной площадью, Новодевичьим монастырем и усадьбой в Коломенском. И Центробанк России выпустил серебряную монету с этим памятником.

В 1996-м его отдали Театру Романа Виктюка, но по причине ужасающего состояния зал использовался только для репетиций. Артисты сюда вернутся через 330 дней, когда здание должно быть сдано. Отсчет времени пошел с октября, когда был заключен контракт с ООО «АМ-Строй», выигравшим тендер на проведение ремонтных и реставрационных работ. Они должны вернуть зданию вид, соответствующий проекту, реализованному в 1929 году, и отвечать пожеланиям Константина Мельникова. Здесь снова появятся подвижные стены, привезут исторические театральные кресла — всего их осталось 105, — разберут заложенные оконные проемы... При этом полторы сотни миллионов — точнее, около 152 млн руб. — пойдет на ремонт и реставрацию, а еще на 350 млн (их выделит Департамент культуры) будет закуплена машинерия для театра. Пока все гадают, что заставило власти так расщедриться, ремонт памятника идет. Скоро туда можно будет попасть и оценить шедевр изнутри. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+