18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кабинеты редкостей: символ власти и капсула времени

№69
Материал из газеты

Собрания артефактов разных эпох и народов популярны как у коллекционеров и художников, так и у кураторов и музейщиков. Желание обладать символами присутствия человека на Земле сегодня ничуть не меньше, чем 500 лет назад

Сегодня мы можем не знать тонкостей анатомии человека или свойств того или иного вещества, но нам точно известно, как найти эту информацию. Энциклопедии, справочники, специалисты — все это находится от нас на расстоянии одного клика. Основу всей этой гигантской базы данных заложили ставшие невероятно модными в начале XVI века кабинеты редкостей. В эпоху Великих географических открытий в Европу изо всех уголков земного шара хлынули доселе невиданные трофеи: древние артефакты, скелеты удивительных существ, диковинные морские раковины, — и человечество принялось коллекционировать, классифицировать и каталогизировать увиденное.

Самые ранние коллекции возникли как королевские сокровищницы, которые превратились из символов богатства своего владельца в свидетельство его вкуса и образованности. Цена некоторых предметов была баснословной. Известно, что папа Климент VII приобрел бивень нарвала, в то время считавшийся рогом единорога, за сумму, в пять раз превышающую ту, что он заплатил Микеланджело за роспись Сикстинской капеллы.

Постепенно в процесс коллекционирования включились состоятельные люди, купцы, врачи и аптекари. Так сложились знаменитые коллекции Улиссе Альдрованди и Оле Ворма, Ферранте Императо, Альберта Себа и Фредерика Рюйша. Две последние были приобретены Петром I и составили основу его знаменитой Кунсткамеры.

Первое дошедшее до нас руководство Inscriptiones vel Tituli Theatri amplissimi с инструкциями по сбору и обработке материала, описанием методов его сохранения и показа в 1565 году опубликовал Cамуэль Квикхеберг, фламандский врач и куратор герцогской художественной коллекции в Мюнхене. Идеальный кабинет редкостей должен был состоять из пяти основных разделов. Предметы, созданные природой, относились к разделу Naturalia. Все, что было сделано человеком, определялось как Arteficialia. Инструменты, демонстрировавшие способность человека контролировать природу, шли в разряд Scientifica. Необычные экспонаты дальних стран — в Exotica, археологические древности — в Antiquities. В целом такой порядок сохранился до наших дней.

К XIX веку новый уровень знаний помог объяснить или разоблачить аномальные и необычные свойства некоторых предметов. Нехватка рациональной классификации, нагромождение «таинственных» вещей привели к тому, что кабинеты редкостей уступили место специализированным музеям.

Однако интерес к подобным коллекциям стал возвращаться уже в середине XX столетия. Примерно к этому времени относят «инсталляцию», созданную теоретиком сюрреализма, поэтом Андре Бретоном. Она представляла собой ряд стеллажей, заполненных африканскими масками, коллекциями цикад и бабочек, фотографиями, книгами и картинами, отмечавшими важные вехи в развитии сюрреализма. Во второй половине XX века британский коллекционер и политик Алистер Макальпин, служивший казначеем при Маргарет Тэтчер, обратился к этому виду коллекционирования как к антитезе минимализму. Почти одновременно интерес к теме подхватила группа «Молодые британские художники» (YBA), и в частности Дэмиен Херст с его знаменитыми акулой и коровой в формалине и картинами из бабочек. Вспоминаются также работы Стефана Дама, Полли Морган и Яна Фабра. Кураторы классических музеев и галерей, стремясь к оригинальности, стали вводить в экспозиции элементы кабинетов редкостей. Например, Музей Прадо разместил рядом с картиной Франсиско Гойи «Шабаш ведьм» витрину с тем, что в былые времена считалось ингредиентами ведьминских зелий, — с колбами со скелетами летучих мышей, змей, жаб, подписанных своими научными названиями.

Сегодня кабинеты редкостей вновь владеют воображением коллекционеров и вызывают у них эмоциональный отклик. В их собраниях теперь можно встретить реквизит из знаменитых кинофильмов, метеориты, обломки космических кораблей и даже костюмы космонавтов. Один как раз  был представлен галереей Theatrum Mundi на BRAFA 2018 года. Скафандр космонавта Геннадия Стрекалова «Сокол КВ-2», в котором он выходил в открытый космос, в итоге был продан за €130 тыс. И если раньше кабинет редкостей представлял собой нечто среднее между пещерой ведьмы, аптекой и научной лабораторией, то сегодняшние кунсткамеры — это, скорее, капсула времени, в которой запечатлевается наша эпоха. 

Совет коллекционерам

Чтобы коллекции не превращались в собрание разношерстных предметов, классифицировать их следует по уже установленному правилу пяти разделов: Naturalia, Arteficialia, Scientifica, Exotica, Antiquities. Важно также создавать правильные сопоставления, поддерживая диалог между предметами. Например, маску Дарта Вейдера можно разместить со старинными африканскими ритуальными масками, а самурайские доспехи — рядом со скафандром космонавта.

Как начать

Начинать лучше с консультации со специалистами. Существуют дилеры, такие как бельгийская галерея Porfirius Kunstkammer, которые помогут собрать начальную коллекцию, ориентируясь на интересы и бюджет заказчика. Так, редкая геологическая находка — огромный аммонит из Северной Америки может обойтись в €64 тыс., метеорит весом 17 кг — в €70 тыс., набор железных ножниц XVIII века или металлический измеритель XVII столетия — в €700, тантрические рисунки XIX века с изображением бога Шивы — в €1,5 тыс., а египетские амулеты — в €2 тыс. Porfirius Kunstkammer также создают готовые сеты редкостей, которые вписаны в стеллажи. Цены на них варьируются от нескольких десятков до миллионов евро.

Как пополнять

Надо быть готовым к тому, что процесс будет увлекательным и долгим. Стать обладателем уже собранной крупной коллекции почти нереально, такие собрания поступают в продажу очень редко. Одной из последних в 1995 году была распродана по частям коллекция великого герцога Баден-Баденского. Та же участь в 2013-м ждала и выставленное на торги собрание Жака и Галилы Олландер, состоявшее примерно из 500 предметов общей стоимостью около €5,2 млн. Искать следует на ведущих аукционах, подобные торги периодически проводят Sotheby’s и Christie’s. Очень важны знакомства с владельцами галерей, занимающихся этим направлением. Но, пожалуй, самым полезным будет начать с посещения ярмарок — брюссельской BRAFA, а также европейских и американских сессий TEFAF и Freize. Сюда съезжаются ведущие участники рынка: Artancient (США), Brun Fine Art (Монте-Карло), Cabinet of curiosities — Honourable Silver Objects (Бельгия), Finch & Co (Великобритания), Philippe d’Arschot (Бельгия), Porfirius Kunstkammer (Бельгия), Theatrum Mundi (Италия). Здесь можно узнать их предложения и установить нужные контакты.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+