«Призрак» вернулся к обычной жизни

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне

Рейчел Уайтред. «Призрак». 1990. Фото: Gagosian Gallery
Рейчел Уайтред. «Призрак». 1990.
Фото: Gagosian Gallery

Реставрация крупномасштабной работы Рейчел Уайтред «Призрак» (1990) стала одним из самых сложных проектов за всю историю Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Молли Донован, сокуратор ретроспективы, охватывающей 30 лет творчества британской художницы (до 13 января 2019 года), рассказывает, что в восстановлении и стабилизации гипсовой инсталляции 2,7 м в высоту и 3,5 м в ширину были задействованы практически все отделы американского музея. «Это уникальный совместный проект, в котором принимали участие административные работники, инженеры-конструкторы, архитекторы, специалисты по транспортировке и хранению произведений искусства, реставраторы и другие эксперты самого разного профиля, — говорит она. — Междисциплинарная команда продемонстрировала потрясающую способность находить оригинальные решения самых нетривиальных задач».

«Призрак» представляет собой слепок гостиной викторианского дома на севере Лондона в натуральную величину и по праву считается поворотной работой в творчестве Уайтред. Художница создала его, когда ей было 27 лет. «Призрак» был ее первым слепком в натуральную величину; позднее разработка этой темы привела к созданию «Дома» (1993) — произведения, которое принесло ей Премию Тернера. В 2013 году при подготовке к ремонту восточного крыла Национальной галереи «Призрак» сняли с экспозиции, где он простоял девять лет. И только в 2016-м стало понятно, что произведение нуждается в обследовании. «Разбирая упаковку, мы обнаружили, что одна из панелей в основании треснула, — вспоминает старший реставратор объектов Джуди Озон. — Они сделаны из „парижского гипса“, поэтому даже самая маленькая трещина расползается, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Вместе с коллегами Озон обследовала все 86 панелей, изучила различные материалы, сделала экспериментальные панели и обсудила варианты реставрации с самой Уайтред. Реставраторы приняли решение укрепить панели, нанеся на их внутреннюю сторону слой материала под названием «джесмонит» — клеящего вещества на водной основе, которое художница использовала в некоторых своих произведениях. Но это решение подразумевало неизбежную утрату оригинальной разметки Уайтред. Озон нашла выход из положения. Она попросила Уайтред написать от руки буквы и числа, которые затем напечатали на виниле и прикрепили к панелям. Кроме того, реставраторы изготовили дублирующую арматуру из облегченного алюминия в дополнение к уже существующей. В отличие от Уайтред, которая привинтила гипсовые панели прямо к арматуре, Озон разработала подвесную систему креплений, позволяющую больше ничего не ввинчивать в гипс.

По словам Донован, Уайтред не рассчитывала, что «Призрак» просуществует так долго. «Его создание было в значительной степени экспериментом. И тот факт, что ему до сих пор ни разу не понадобилась реставрация, свидетельствует о высоком качестве работы, — говорит она. — Мы все прониклись глубочайшим уважением к методам работы Уайтред, ее вниманию к деталям и знанию материалов».

Озон надеялась рационализировать процесс монтажа и демонтажа «Призрака», но его удалось сократить лишь на четыре дня, и теперь он занимает две недели. Донован философски относится к тому, что на установку «Призрака» требуется много времени. «Каким-то работам достаточно гвоздя на стене, монтаж других занимает две недели. Время — одна из ключевых тем творчества Уайтред, так что вполне закономерно, что время встроено в само произведение», — рассуждает она.  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+