«Женский дом» открылся напротив Лувра

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Феминистская выставка проходит в Monnaie de Pari

Рейчел Уайтред. «Современные шахматы». 2005. Фото: Rachel Whiteread
Рейчел Уайтред. «Современные шахматы». 2005.
Фото: Rachel Whiteread

В истории феминистского искусства глава «Женский дом» уже существует. В 1972 году Джуди Чикаго и Мириам Шапиро, основательницы первой в США арт-программы для женщин, решили  перейти от слов к делу. Разыскали в Голливуде нежилой дом и за год превратили его в свой арт-манифест. На протяжении нескольких месяцев 23 женщины орудовали малярными кистями и молотками, а соседи жаловались на «хиппи-сквоттеров». Так художницы построили дом своей мечты, где все 17 комнат были подчинены их, женской, воле. Инсталляция Womenhouse считается одной из первых выставок женщин о женском.

А еще раньше была Вирджиния Вульф, которая в 1929 году написала эссе «Своя комната», где зашла с бытового: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната».

Марта Рослер. «Женщина с пылесосом» («Пылесосный поп-арт»). 1966–1972. Фото: Martha Rosler
Марта Рослер. «Женщина с пылесосом» («Пылесосный поп-арт»). 1966–1972.
Фото: Martha Rosler

Эти два события и взяты как отправная точка авторами парижской выставки «Женский дом» на Монетном дворе  (Monnaie de Paris) на левом берегу Сены аккурат напротив Лувра. На ней сожительствуют две темы: женский род и домашнее пространство. Но подход кураторов не только и не столько феминистский — женскую тему они переводят и в область политики, поэзии и ностальгии. Если для одних художниц дом — это заточение, то для других — источник вдохновения и, глобальнее, самоидентификации. И в доме этом все вверх дном. Символ изоляции становится символом новой личности, интимность — политикой, личное — общественным, тело — архитектурой. «В зависимости от культурного контекста и поколения, к которому принадлежат художницы, — говорят кураторы, — дом принимает разные формы: дом-тело, дом-страна и даже дом-мир, если речь идет о военных конфликтах». Здесь под одной крышей собрали 40 художниц XX–XXI веков плюс видео той самой исторической голливудской инсталляции. Клод Каон, Луиз Буржуа, Ники де Сен-Фалль, Мона Хатум, Синди Шерман, Рейчел Уайтред, Жоана Вашконселуш — здесь знаменитые соседствуют с малоизвестными, и вся эта компания после Парижа отправится на гастроли в Вашингтон в Национальный музей женского искусства.

Монетный двор
Женский дом
До 28 января 2018

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+