18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейчел Уайтред: то же самое, но совсем другое

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Известный скульптор, чей успех начинался в 1990-е на выставках группы «Молодые британские художники» (YBA), представила свою ретроспективную выставку в Тейт Бритен

Рейчел Уайтред. «Расстановка» («Восемнадцать единиц, одна полка»). 2007–2008. Фото: Courtesy of the artist and Mike Bruce © Rachel Whiteread
Рейчел Уайтред. «Расстановка» («Восемнадцать единиц, одна полка»). 2007–2008.
Фото: Courtesy of the artist and Mike Bruce © Rachel Whiteread

Галерея Тейт Бритен, открывшаяся в 1979 году, время от времени превращается в единое пространство, когда речь идет о большой выставке как сейчас, в связи с ретроспективой Рейчел Уайтред (р. 1963), скульптора, получившей широкую известность наряду с другими участниками группы «Молодые британские художники» (YBA) в начале ­1990-х. Это первый масштабный показ работ Уайтред, лауреата Премии Тернера (1993) и обладательницы главной награды Венецианской биеннале (1997), охватывающий 30 лет ее творчества — от первых новаторских произведений 1980-х до самых свежих, прямо из мастерской. Уайтред с редким постоянством работает с одними и теми же образами и техниками — это слепки пустых помещений и бытовых предметов, сделанные из гипса, резины или смолы. 

Сама Уайтред говорит, что таким образом она «мумифицирует воздух» вокруг предметов, будь то маленькие объекты или крупные, как монументальная скульптура «Дом» (1993) из цемента, воспроизводящая предназначенное на слом здание в викторианском стиле (за эту работу она и получила Премию Тернера). 

Рейчел Уайтред. «Без названия» («Прозрачный торс»). 1993. Фото: Courtesy of the artist © Rachel Whiteread
Рейчел Уайтред. «Без названия» («Прозрачный торс»). 1993.
Фото: Courtesy of the artist © Rachel Whiteread

Цель выставки в Тейт, по словам ее куратора Энн Галахер, — показать, «что в этом постоянстве и кажущейся монотонности тем и приемов содержится невероятное количество вариаций». Работы Уайтред не просто копии — они всегда несут следы человеческого присутствия, каждый раз рассказывают какую-либо историю, часто автобиографичную, как, например, работа «Поверхностное дыхание» (1988), слепок пространства под кроватью, на которой в детстве спала художница, или «Призрак» (1990) — комната, где она тогда жила. 

На выставке есть и фотографии самых известных ее работ. Это монументальная скульптура «Без названия» (2003), слепок комнаты в бывшем здании корпорации BBC, которой, возможно, вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда описывал камеру пыток в своем романе «1984», и памятник жертвам холокоста «Безымянная библиотека» (2000) с отпечатками тысячи книг на Еврейской площади в Вене. «Какую бы ее работу вы ни взяли, камерную или монументальную, все они хранят следы присутствия человека. Несомненно, Рейчел Уайтред принадлежит к самым думающим художникам своего поколения, работающим с общественным пространством», — говорит Галахер.  

Тейт Бритен
Рейчел Уайтред. Ретроспектива
До 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+