18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейчел Уайтред: то же самое, но совсем другое

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Известный скульптор, чей успех начинался в 1990-е на выставках группы «Молодые британские художники» (YBA), представила свою ретроспективную выставку в Тейт Бритен

Рейчел Уайтред. «Расстановка» («Восемнадцать единиц, одна полка»). 2007–2008. Фото: Courtesy of the artist and Mike Bruce © Rachel Whiteread
Рейчел Уайтред. «Расстановка» («Восемнадцать единиц, одна полка»). 2007–2008.
Фото: Courtesy of the artist and Mike Bruce © Rachel Whiteread

Галерея Тейт Бритен, открывшаяся в 1979 году, время от времени превращается в единое пространство, когда речь идет о большой выставке как сейчас, в связи с ретроспективой Рейчел Уайтред (р. 1963), скульптора, получившей широкую известность наряду с другими участниками группы «Молодые британские художники» (YBA) в начале ­1990-х. Это первый масштабный показ работ Уайтред, лауреата Премии Тернера (1993) и обладательницы главной награды Венецианской биеннале (1997), охватывающий 30 лет ее творчества — от первых новаторских произведений 1980-х до самых свежих, прямо из мастерской. Уайтред с редким постоянством работает с одними и теми же образами и техниками — это слепки пустых помещений и бытовых предметов, сделанные из гипса, резины или смолы. 

Сама Уайтред говорит, что таким образом она «мумифицирует воздух» вокруг предметов, будь то маленькие объекты или крупные, как монументальная скульптура «Дом» (1993) из цемента, воспроизводящая предназначенное на слом здание в викторианском стиле (за эту работу она и получила Премию Тернера). 

Рейчел Уайтред. «Без названия» («Прозрачный торс»). 1993. Фото: Courtesy of the artist © Rachel Whiteread
Рейчел Уайтред. «Без названия» («Прозрачный торс»). 1993.
Фото: Courtesy of the artist © Rachel Whiteread

Цель выставки в Тейт, по словам ее куратора Энн Галахер, — показать, «что в этом постоянстве и кажущейся монотонности тем и приемов содержится невероятное количество вариаций». Работы Уайтред не просто копии — они всегда несут следы человеческого присутствия, каждый раз рассказывают какую-либо историю, часто автобиографичную, как, например, работа «Поверхностное дыхание» (1988), слепок пространства под кроватью, на которой в детстве спала художница, или «Призрак» (1990) — комната, где она тогда жила. 

На выставке есть и фотографии самых известных ее работ. Это монументальная скульптура «Без названия» (2003), слепок комнаты в бывшем здании корпорации BBC, которой, возможно, вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда описывал камеру пыток в своем романе «1984», и памятник жертвам холокоста «Безымянная библиотека» (2000) с отпечатками тысячи книг на Еврейской площади в Вене. «Какую бы ее работу вы ни взяли, камерную или монументальную, все они хранят следы присутствия человека. Несомненно, Рейчел Уайтред принадлежит к самым думающим художникам своего поколения, работающим с общественным пространством», — говорит Галахер.  

Тейт Бритен
Рейчел Уайтред. Ретроспектива
До 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+