18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимир Михайлов: «Мои работы — это посвящение Богу, потому по сути своей драгоценны»

№69
Материал из газеты

Художник-ювелир рассказал о своих новых произведениях, которые он подготовил к Рождеству, о работе, посвященной Дмитрию Хворостовскому, и об источниках вдохновения, которые помогают ему творить

Вы всегда создаете что-то новое в преддверии Рождества. Что будет на этот раз?

Конечно, каждый год перед этим прекрасным праздником я стремлюсь порадовать людей чем-то новым. Всегда хочется сделать что-то с сюрпризом, удивительное, неожиданное. На этот раз придумал елочную игрушку-шарик со сценой Рождества и несколько украшений. Среди них — подвеска в виде снежинки с монограммой имени Христа — хризмой, состоящей из двух начальных греческих букв его имени. Есть и нечто совершенно новое — рождественские пуговички.

Что это? Никогда ничего подобного не слышала.

Это чудесная вещица, пуговица-образок для новорожденного. Маленькие дети всегда все в рот тянут, и, чтобы не проглотили, можно такую пуговичку на воротничок пришить. Эта идея родилась из воспоминаний. Когда я служил в армии, однажды мне выдали нижнюю рубашку, надеть после бани, и на ней оказалась маленькая алюминиевая пуговичка с образом святого. В то время у солдат не было возможности носить кресты, и, наверное, кто-то пришил себе такую пуговичку вместо него. Или сам солдат, или кто-то, кто думал об этом человеке. Уже и не понять было толком, что именно изображено на той пуговице: рубашка стираная-перестираная, весь узор стерся, было только видно, что там образ святого покровителя. Это засело у меня в голове на всю жизнь — столько в этом было любви и веры.

Сколько времени уходит у вас на создание одного изделия — от идеи до воплощения?

Когда идея появилась в голове, пока она свежая, яркая, нужно как можно быстрее делать. Если долго хранишь ее в памяти, переживаешь, критикуешь сам себя внутри, думаешь, не надо ли что-то изменить, идея, к сожалению, погибает. Нужно как можно скорее претворять ее в жизнь. Пусть получится неудачно — я же сам тогда ее и отвергну, — но делать надо сразу.

Когда-то на работу вас благословил патриарх. Почему для вас это важно? Есть много производящих религиозные украшения ювелирных компаний, которые работают без всякого благословения.

Так случилось, что благословение на эту стезю, на этот труд я получил, когда еще работал один. Прийти к вере самому — это одно, а исполнять труд, посвященный прославлению веры, — тут нужно особое внутреннее состояние человека. Я сам почувствовал необходимость иметь посвящение и благословение — а кому-то, может, это и не нужно.

То есть вы, как иконописцы, которые во время работы держат пост, трудитесь по всем канонам?

Да в общем-то, по чину иконописца я и посвящен. 

Обычно вы говорите, что учеников у вас нет. Может быть, что-то изменилось?

Работу я рассматриваю как своего рода молитву — какой может быть помощник в чтении молитвы? Коллег, сподвижников много. Тем, кто интересуется, я с удовольствием объясняю, помогаю. Но ученика у меня нет, я считаю, что сам еще учусь. И потом, учить — это отнять у человека волю и навязать ему свой путь. Это неправильно, мне кажется.

Ювелирные украшения стоят довольно дорого. И в то же время они связаны с верой, с духовным. Это нормально?

Любое общество многослойно, достаток у всех разный. Каждый сам решает, на что и сколько потратить. Мои работы — это символ, посвящение Богу, потому всегда по сути своей они драгоценны. А в каком металле отольют тот или иной мой образец, сколько он будет стоить, наверное, зависит от спроса, покупательной способности и многих других нюансов, в которые, к счастью, я могу не вникать. Мне кажется, ценно то, что делаешь от души. Меня всегда вдохновляло, что поднятый из-под ног камень можно сделать драгоценным. Мы называем драгоценными металлы, материалы, но драгоценность — это то, что внутри нас самих. Будут вокруг меня золотые самородки — буду делать из золота, если нет, то могу и так, как делали христианские подвижники в темницах — брали хлеб, лепили из него крест и молились на него.

Недавно вы сделали композицию, посвященную Дмитрию Хворостовскому.

Когда Дмитрий объявил о своем прощальном туре, я понял, что дни его сочтены, Господь его забирает. Мне захотелось сделать для него подарок, чтобы как-то поддержать, но вдохновение никак не приходило. Да и сам Хворостовский держался отлично. Я подумал: Бог хранит человека, дает силы. Но вот у себя в глухой деревне я получил известие, что Дмитрий скончался. Захотелось в память об этом великом человеке сделать композицию, и она моментально родилась. Сделал из того, что было под рукой, ничего драгоценного. Каменный занавес, сцена, помост, ступени тернистые, как символ становления, часть лиры за занавесом — символ искусства. На занавесе — гравировка со всеми театральными площадками, где он выступал. И образ самого Дмитрия — белый парящий орел. Я сам часто работаю под его пение.

Музыка помогает творить? 

Музыка очень помогает мне в работе. Еще люблю Наталью Орлову, у нее чудный голос. Люблю и классические арии, и романсы. Музыка вообще поддерживает творческое состояние, даже лечит иногда. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+